Соло Каролин Казахстан посетила танцовщица мирового масштаба Каролин Карлсон. Финка родом из Калифорнии покорила американцев, французов, а теперь и казахстанцев пластикой и грацией своего танца. Г-жа Каролин Карлсон любезно согласилась ответить на вопросы корреспондента “НП” и стала гостьей нашей постоянной рубрики “Светская гостиная” - Казахстанцы увидели спектакль “Письмена на воде”. Вы танцевали на фоне играющих морских волн в полном одиночестве... - Я люблю солировать. Часто танцую одна, сама придумываю танец, сама ставлю хореографию. Главное в танце - каждым жестом выразить сильные, глубокие чувства и состояния души. Когда я придумывала этот танец, я сосредоточила внимание на космической энергии прошлого. Мне захотелось показать зрителю, откуда корни всего человечества, я убеждена, что у всех нас есть какая-то загадочная связь с космосом. Такова философия, с позиции которой я всегда работаю. Для меня существуют четыре главных принципа, которые использую в построении танца - время, пространство, эмоции и форма. Танец - это живая поэзия, выраженная во времени и пространстве. Кроме того, я пишу стихи, и они являются продолжением танца. У меня не так давно вышла книга под названием “Соло”. Увлечение стихотворением зародилось у меня в Калифорнии. Я пишу на английском языке, так как для меня он родной. - Позвольте нашему читателю немного ближе познакомиться с вами. - Я финка по происхождению. Родилась в Оакланде (Калифорния) в 1943 году. Изучила искусство танца в Балетной школе Сан-Франциско и в Университете Юта, где в 1965 году встретила Альвина Николаиса, руководителя балетной труппы Нью-Йорка. На протяжении нескольких лет была ведущей его труппы. Он стал моим главным учителем, у которого я по-прежнему беру уроки и по сей день.
| Грация движений восхищает |
- Из вышесказанного у меня возникло сразу два вопроса: как вам удается сохранить прекрасную фигуру? И второй вопрос - вы учились в балетной школе, но танцуете современные танцы, а как же классический балет? - Все просто. Я мало ем и много двигаюсь. Каждый день я тренируюсь по несколько часов. Вот и до встречи с вами я час занималась растяжкой в гостиничном номере. Так и удается быть в форме. Конечно, мне не так легко танцевать, как двадцать лет назад. Последние несколько лет я каждый год даю себе обещание, что брошу танцевать, но публика ждет и я вновь на сцене... На второй вопрос отвечу так: балет мне нравится, но это не мой танец. Предпочитаю современный стиль классике. - Говорят, вы потеряли багаж? - Это правда. Но я вышла из положения. Сразу же попросила организаторов, чтобы меня отвезли в ваши магазины и что я увидела там? Вся одежда была из Америки. Я без труда подобрала себе гардероб ни чуть не хуже, чем тот, который у меня был.
Наша справка | Каролин Карлсон родилась в Калифорнии. Ее родители финского происхождения. Обучалась классическому танцу. В Нью-Йорке она поступает в труппу мастера танца Альвина Николаиса. Становится ее центральной фигурой и в течение семи лет много гастролирует по миру. В 1968 году на Международном фестивале танца в Париже завоевывает премию как лучшая танцовщица. В 1971 году в Париже поступает в труппу Анны Беранже. Создает свою первую хореографию, показанную на Авиньонском фестивале в 1972 году. Рольф Либерман в 1974 году приглашает ее в Парижскую Оперу в качестве хореографа, а в 1975-м предлагает возглавить группу театральных исследований Парижской Оперы. Сотрудничество с Оперой рождает за период 1974-1980 гг. впечатляющую серию из 25 работ. В их числе: “Плотность 21,5”, “Архитекторы: такой, этакий и другой”, “Медленно, тяжело и подавленно”, “Трио”. Начиная с 1974 года Каролин Карлсон также устраивает мастер-классы в Париже, Анжэ, Вене, миланском театре Пикколо, Бользано, Турине, в театре Бежара в Лозанне. В 1980-1985 она продолжает ставить в Венеции, в театре Ла Фениче (“Undici Onde”, “Underwood”). С 1985 по1991 гг. она снова в Париже, где начинается ее плодотворная деятельность в Театре де ла Виль - “Темнота”, “Тихие воды”. В 1991-1992 годах Каролин Карлсон живет и работает в Финляндии. В 1994 году вместе с Пьером Барнье она создает театр “Ателье де Пари” - Каролин Карлсон, который является одновременно хореографической труппой и центром мастер-классов. В 2000 году выпускает “Борцов духа”. Каролин - автор свыше 70-ти хореографических произведений, исполнявшихся по всему миру. Параллельно с танцами пишет стихи, книги и рисует. В ряду многочисленных премий Каролин Карлсон - премия “За достижения в музыкальном искусстве”, титул Рыцаря Ордена искусства и литературы и звание Рыцаря Почетного Легиона. Приз “Бенуа де ла данс” в хореографической номинации присужден Каролин Карлсон за балет “Символы”, поставленный в Парижской Опере в 1998 году. |
- В Париже вы владеете несколькими театрами. Танцевальные спектакли - это прибыльный бизнес? - Мы не нуждаемся в спонсорских деньгах, в меценатах и не задираем цены на билеты. Министерство культуры и правительство Франции финансируют нас, и мы прекрасно можем работать, проводить международные мастер-классы и гастролировать. Я часто бываю в Америке, в Австралии, в Италии, но впервые в Казахстане. Эта поездка стала возможной благодаря посольству Франции в Казахстане. - В Казахстане существуют специальные курсы, на которых учат танцевать особо важных персон. У вас есть такие ученики? Вообще, танец - это элитное искусство? - Научиться танцевать может каждый. Но если человек начинает капризничать в силу определенного положения, я не смотрю на его социальную принадлежность. Мы с ним прощаемся. - Каролин, будучи в Казахстане, о чем вы думаете? - Лишь о том, чтобы сохранить дружбу с вашей страной, чтобы обмениваться опытом танцоров, чтобы вы приезжали в Париж, а мы проводили мастер-классы у вас. Мне интересна ваша страна, я надеюсь на сотрудничество. P.S. Продолжение интервью читайте в следующем номере “НП” на полосе “Культура”.
|