7 мая 2004
№ 18 (310)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск
     Люди  

Три товарища

Константин Маскаев

Сергей Данилович Луганский принимал участие в боевых действиях с 1940 года - еще в финскую кампанию. Уже тогда правительство отметило его заслуги орденом Красной Звезды. Когда началась Великая Отечественная война, он одним из первых советских летчиков вступил в бой с неприятелем Dалее

 

Если мы войну забудем...

Все дальше в историю уходит война. Все глуше вой снарядов, взрывы бомб, свист пуль. И тем, кто пришел в этот мир уже после Великой Победы, как-то странно и трудно понять, что когда-то их ровесники, такие же, как они, юноши и девушки, полные надежды, самых дерзких замыслов и планов, должны были отказаться от всего этого. Они надели шинели, встали под пули на защиту своей Родины. И хотя им пришлось вдоволь нахлебаться солдатского лиха, они никогда не поддавались слабости, никогда не слабела их убежденность в правоте своего дела. Не все вернулись с фронта. А тех, кто вернулся, все еще догоняют, вырывают из строя старые раны, те осколки, что они носят и поныне в себе. Их все меньше и меньше, и каждый из них достоин того, чтобы о нем слагали стихи, писали книги. Очень правильно делают те, кто стремится воздать им по заслугам

В “КазТрансОйле” умеют заботиться о своих сотрудниках и тем более не забывают о пенсионерах, которые многие годы жизни отдали нелегкому труду нефтетранспортника. Ежегодно в бюджете предприятия предусматриваются средства на социальные нужды ветеранов. Нередко коллективы центрального аппарата и филиалов отчисляют свой однодневный заработок, чтобы пополнить этот фонд и никого не обойти вниманием. Для большинства ветеранов уже стало привычным явлением получать ежемесячную доплату к своей пенсии, материальную помощь на лечение и приобретение путевок в санатории. Не забывают в “КазТрансОйле” о них и в знаменательные даты. Почти на всех мероприятиях за праздничным дастарханом собираются разные поколения нефтяников. По сути, у нефтепроводчиков очень высокая и важная миссия. Они доставляют по назначению “черное золото”. Сама по себе нефть - это богатство только потенциальное, чтобы она стала товаром, принесла доход, ее нужно доставить покупателю. Потому и проложили когда-то в 30-х, в рекордно короткие сроки, нефтепровод Каспий-Орск, а в конце 60-х “труба” пошла еще дальше. И забота нефтепроводчиков, чтобы работала она надежно, не было никаких аварийных ситуаций. Поэтому опыт и профессионализм нефтепроводчиков старшего поколения востребованы реалиями сегодняшнего дня.

У войны неженское
лицо
В 2000-м, на 360-летие города Атырау, чествовались и отмечались самые достойные его жители. Тогда и было присвоено Анне Александровне ЗАХАРОВОЙ звание почетного гражданина города Атырау. Этот титул, которого пока она удостоилась единственной из женщин, был дополнением к уже многолетним обязанностям - члена совета ветеранов войны и труда Атырауской области, председателя клуба “Фронтовичка”, руководителя хора ветеранов. Так высоко оценил город жизнь и общественную деятельность этой энергичной, душевной, милой женщины, которая, несмотря на возраст, полна планов, новых идей. Всегда спешит помочь тому, кому трудно. Впрочем, вся история ее жизни - это история мужества, стойкости и большой доброты к окружающим ее людям.
Родилась Анна Захарова в 1925 году. В 1942-м окончила школу, а в сентябре того же года отправилась на фронт по комсомольскому набору. Их было призвано 40 человек девушек в качестве пополнения в 44-й отдельный батальон ВНОС (воздушная служба и наблюдение). После коротких сборов рота двинулась к Сталинграду, где шли ожесточенные бои. “Уже тогда, с первых армейских дней, - рассказывает она, - еще не попав на фронт, мы ощутили, насколько женщина и война - несовместимые понятия. Не было обмундирования нужного размера. Размещали нас, как правило, в нетопленых помещениях, и иногда утром мы не могли встать, полы шинели примерзали к полу или охапкам соломы. Но мы старались показать силу и выносливость. Хотели скорее попасть на фронт, защищать свою Родину, - говорит Анна Александровна. - Наша часть, по местному названию бойцов - “глаза и уши армии”, как правило, дислоцировалась рядом с зенитчиками и аэродромом. Сколько самолетов сбили такие же девушки-зенитчицы, не допустив врага к городу Сталинграду. Мы же должны были успеть все увидеть и вовремя оповестить, чтобы зенитчики успели нанести правильно удар. А самолеты с наших аэродромов - взлететь и поразить врага. После Сталинграда наши войска пошли на Харьков. Часто ездили с воинскими эшелонами, которые, конечно, не останавливались там, где нужно было одной наблюдательнице. Приходилось прыгать на ходу. С рацией, винтовкой, противогазом и рюкзаком это далеко не просто. “И вот однажды, спрыгнув, Аня покатилась с откоса, как выяснилось, очень обрывистого и высокого. Получила увечье: были выбиты два позвонка из позвоночника. И вместо части ПВО она попала в госпиталь и выписалась инвалидом второй группы. Более года пролежала в госпитале. Но она человек, не поддающийся невзгодам. Анна Александровна стала усиленно заниматься гимнастикой (этой привычке верна до сих пор). И через некоторое время восстановилась. Сумела вернуться к полноценной жизни. Выучилась, получила профессию. Анна Захарова много лет проработала в Атырауском нефтепроводном управлении. Дело свое знала досконально. Как старший бухгалтер курировала и строительный и ремонтно-механический участок, да еще учет основных средств. Она всегда все успевала. Баланс сходился. И это несмотря на то, что она мать пятерых детей. А иначе не могло быть у фронтовички. Она всегда живет по четкому графику, ритму, который трудно выдержать даже молодым.

Мы все испытали,
мы все прошли

Украинского паренька Ефима Аксентьевича Кравченко война застала на эстонской границе. До этого он служил в пограничных войсках на Дальнем Востоке, и командование, отметив его серьезность и ответственность, рекомендовало на учебу в Саратовское военное училище. А когда лейтенант Кравченко выпускался, как раз произошло присоединение прибалтийских республик к СССР, и его направили на новую границу. И служить бы стройному красавцу, верно неся службу, а в увольнительные бегать к светлоглазым, томным эстонским девушкам. Да грянула война. И сразу пришлось туже затянуть пояса, забыть об отдыхе и о планах на будущее. Главное - выстоять. Не пустить фашистов вглубь страны. И если уж и отступать, то, поразив как можно больше врагов. Долгий, кровавый бой шел под городом Усть-Нарва, а когда оставляли его наши войска, Ефиму Аксентьевичу было поручено следить за переправой, чтобы отступление шло организованно. Задание он выполнил. И когда все части прошли, чтобы не прошли фашисты, Кравченко с 10 пограничниками взорвали переправу. За отличное выполнение задания лейтенанту Кравченко объявили благодарность и назначили командиром стрелковой роты. После он, уже старший лейтенант, командовал батальоном на Ленинградском фронте. Держали оборону под городом Колпино. Даже противотанковые рвы уже не могли сдерживать натиск. Тогда вставали навстречу танкам люди. С противотанковыми ружьями, а то и с гранатами. Взрывали. Поджигали танки. А они все шли. Рвались к Ленинграду, буквально поливая все вокруг свинцовым дождем. Здесь 23 декабря комбата Кравченко тяжело ранили. Поместили его в госпиталь, хотя надежды на то, что он выживет, было мало. По Ладожскому озеру - по дороге жизни - вывезли его и действительно вернули к жизни, уже в госпитале в Пермской области. А потом отправили долечиваться на озеро Иссык-Куль. Из армии демобилизовали, его родные места заняты немцами. Куда податься? Решил поехать в Актюбинск на курсы, чтобы получить какую-то мирную специальность. С едой было скудно, но это еще можно было пережить. Куда страшнее переживать Актюбинскую суровую зиму в изношенной шинели, в стоптанных кирзовых сапогах. И вот один товарищ по курсам соблазнил перспективой заиметь теплую форму - устроиться охранять нефтепровод. Ефим тут же согласился. Так и оказался в системе нефтепровода - работал в военизированной охране сначала просто охранником на нефтекачке, а вскоре командиром взвода, потом начальником штаба. А в дальнейшем Ефим Аксентьевич уже возглавил отряд военизированной охраны. Никому не надо объяснять, сколь важно было не допустить ни пожара, ни аварии на нефтепроводе. Тогда нефть нужна была для победы. А участок был немалый - от Гурьева до Орска. Да еще все предприятия нефтепрома, важные объекты, стратегические склады - все было под контролем подразделения, где командовал Кравченко. И опытный солдат справился. Не случилось ни одного серьезного ЧП. А когда закончилась война и нужда в этой службе отпала, Ефиму Аксентьевичу доверили руководить крупной нефтеперекачивающей станцией Макат. Где он и проработал ровно тридцать лет и три года. Тогда Макат был стратегическим железнодорожным центром. Все грузы доставлялись и выгружались здесь. Надо было следить за сохранностью, качеством материалов и оборудования. И конечно же за режимом действия НПС, чтобы ритмично шла перекачка, чтобы налив шел в штатной ситуации. И до самого 80-го, когда уходил ветеран на отдых, все в его хозяйстве было в порядке. Иначе и быть не могло у такого человека, честного, самоотверженного, одним словом, - фронтовика.

Шел вперед солдат
Если у двух предыдущих наших героев воинская биография была хоть и славная, но короткая, то у Георгия Васильевича Щапова она продлилась больше шести лет. Призывался он в 1944-м, воевал на Западном и Украинском фронтах, которым командовал маршал Малиновский. Щапов был рядовым солдатом. И досыта вкусил солдатского лиха. Но самое главное, что ему не довелось испытать горечи отступления. Он шел вперед. И дошел до Кенигсберга. Где и встретил желанную Победу. Но, отсалютовав ее, он не закончил свой ратный труд. Переформировав, их часть в эшелонах направили на Дальний Восток - нужно было добыть еще одну Победу - над Японией. Он участвовал в освобождении Китая, Манчжурии. После чего был направлен на прохождение службы в 313 авиаполку, где был телефонистом до демобилизации в далеком 1950-м. Вернувшись в родной Гурьев, Георгий Васильевич поначалу работал рабочим в геодезической партии. Затем, получив специальность водителя, в “ Гурьевэнерго”, работал в совнархозе. И поскольку ему было интересно самому машину разбирать, ремонтировать, он освоил еще и специальность слесаря с высшим разрядом. И когда в 1969-м создавалось Балыкшинское районное нефтепроводное управление, его перевели слесарем печей подогрева. Кто знает, насколько сложна и масляниста эмбинская нефть, тому не надо объяснять, как важно, чтобы был на трассе нормальный температурный режим для того, чтобы не загустела нефть. Приходилось внимательно следить за работой форсунок, часто проводить ревизии, профилактические осмотры. А уж если на базу производственного обслуживания поступало что-то для срочного ремонта с трассы, то он и ночь в день превращал, лишь бы скорее выполнить, чтобы люди смогли вернуться и вовремя сделать ту или иную операцию. Но ни разу технологический режим не был нарушен по вине Георгия Васильевича. Он и в семейной жизни такой же, с супругой Ниной Ивановной прожил 42 года, и всегда вежлив, предупредителен. Георгий Васильевич Щапов очень мягкий, скромный и даже застенчивый человек. Просто не верится, что ему пришлось пройти через такой ад и сохранить доброе, светлое восприятие мира.
Мы сегодня рассказали только о троих ветеранах войны закрытого акционерного общества “КазТрансОйл”. Можно было бы рассказать еще о многих мужественных и интересных людях того поколения. Они заслужили это своим подвигом во имя жизни на земле. Самой своей жизнью. Они и сегодня еще в строю. Стремятся отдать все лучшее людям. И мы должны поклониться им всем - всем до единого - за их великий труд и подвиг.

Любовь Монастырская
Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп