7 мая 2004
№ 18 (310)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск
     Люди  

Три товарища

Константин Маскаев

Сергей Данилович Луганский принимал участие в боевых действиях с 1940 года - еще в финскую кампанию. Уже тогда правительство отметило его заслуги орденом Красной Звезды. Когда началась Великая Отечественная война, он одним из первых советских летчиков вступил в бой с неприятелем

На его счету два воздушных тарана, 45 сбитых самолетов противника. Алматинцы знали о подвигах земляка, гордились им и даже собрали деньги на приобретение самолетов для эскадрильи, которой командовал 25-летний капитан Луганский. Дважды его мужество было отмечено званием Героя Советского Союза.
Об одном интереснейшем, но малоизвестном эпизоде его военного пути рассказал ветеран Великой Отечественной войны, летчик-истребитель Байзула Акижанов
Произошло это в самом начале войны. Наши войска с боями отступали на восток. Позади остался Ростов. Эскадрилья под командованием капитана Ивана Глухих, в которой служил Сергей Луганский, получила задание сдерживать продвижение немецких войск, не давать им переправиться через Дон до отхода наших войск, техники и мирного населения. Во время одного из боевых вылетов самолет командира Глухих был поврежден, и он был вынужден посадить его на территории, занятой противником. Луганский видел, как машина командира, пропахав борозду, остановилась в открытой степи, командир покинул ее - он был жив! Меж тем к месту посадки уже спешили немецкие мотоциклисты.
Луганский принял решение... забрать командира! Сергей выбрал место и направил свой И-16 на посадку. Остальные летчики, поняв маневр товарища, стали кружить над местом вынужденной посадки и поджидали приближающихся мотострелков противника - прикрывали летчиков с воздуха. Пробег, и, не выключая мотора, Луганский подрулил к самолету товарища. Иван подбежал и стал забираться в тесную кабину самолета товарища. Можно было взлетать, но тут случилось непредвиденное. В спешке Иван Глухих наступил на флажок-рычаг и выключил магнето! Двигатель умолк. Как Сергей ни пытался запустить его, ничего не выходило. Заложниками обстоятельств стали уже два воздушных аса!
Товарищи, что кружились над ними и поливали пулеметным огнем приближающегося неприятеля, не могли понять, какая заминка не дает летчикам пойти на взлет. И тут еще один летчик - Владимир Козлов - последовал примеру Луганского. Теперь уже третий самолет катился по занятой неприятелем территории.
Товарищи отреагировали слаженно:
- Поджигай машину, - крикнул Ивану Глухих Луганский и поджег свой самолет. Времени на раздумья не оставалось - враг приближался. Но как улететь троим на одноместном самолете? Решение созрело мгновенно. Оба бросились под крылья истребителя и... примостились на шасси, для надежности пристегнув себя поясными ремнями. Козлов развернул свой И-16 и начал разбег по неровному полю... Взлетали тяжело. Козлов, обогнув неприятеля, направил самолет в сторону нашего тыла. Так, на бреющем он привез боевых товарищей на свой аэродром. Поверить в это было трудно. Но факт был зафиксирован, и весть о нем быстро разнеслась по фронту. Тогда наград никто из участников этой истории не получил. Но и не это важно. Случай красноречиво демонстрирует, насколько крепко могла связать людей война, что солдаты второй мировой проявляли такое чувство товарищества и дорожили жизнью друг друга, что в наше время это кажется маловероятным. Понять и оценить такое могут только те, кто прошел те суровые военные испытания.

Немцу достанется...

С августа по декабрь 1943 года шли ожесточенные бои за Днепр. В конце сентября наши войска вышли к Днепру и, форсировав его с юга от Киева, захватили два важных плацдарма на другом берегу. Закрепившись, стали возводить переправы для продвижения войск. Немцы предпринимали попытки за попытками разрушить переправы с воздуха. В небе над Днепром шли ожесточенные бои. Фашистские бомбардировщики группами по 25-30 самолетов, под прикрытием истребителей рвались к переправам.

...этого свинца

Группа Луганского в составе других многочисленных групп советских самолетов выполняла задачу по защите переправ и закрепившейся на правом берегу Днепра пехоты. В суматохе боя одной из групп немецких “хенкелей” все же удалось приблизиться к переправе и они уже перестраивались для захода на бомбометание. Луганский развернул свою группу и направил ее к переправе. Сам шел первым. Выбрав ведущего из звена бомбардировщиков, пошел на сближение и винтом своего Як-1 рубанул по рулю высоты “Хенкеля”. “Хенкель” завалился и рухнул. Строй вражеских самолетов распался. Товарищи Сергея Луганского разделались с остальными бомбардировщиками. В тот день Сергей с трудом привел свой поврежденный самолет на аэродром. Вечером в полк прилетел маршал авиации Новиков. Он дал высокую оценку действиям всех наших летчиков. А Сергею вручил орден Александра Невского, сказав при этом:
- Молодец, капитан! Мне доставляет большое удовольствие вручить тебе этот орден и надеюсь - он не последний на твоей груди.
Потом были в жизни Сергея и другие подвиги. И второй воздушный таран. Товарищи, вспоминая его, говорят, что Сергей своей неиссякаемой удалью заражал бойцов. Дружбой с ним гордились. На него равнялись. Вот такой у нас был земляк. В Алматы установлен бюст дважды герою СССР Сергею Луганскому.

Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп