Три товарища
Константин Маскаев
Сергей Данилович Луганский принимал участие
в боевых действиях с 1940 года - еще в финскую кампанию. Уже
тогда правительство отметило его заслуги орденом Красной Звезды.
Когда началась Великая Отечественная война, он одним из первых
советских летчиков вступил в бой с неприятелем
На его счету два воздушных тарана, 45 сбитых самолетов
противника. Алматинцы знали о подвигах земляка, гордились
им и даже собрали деньги на приобретение самолетов для эскадрильи,
которой командовал 25-летний капитан Луганский. Дважды его
мужество было отмечено званием Героя Советского Союза.
Об одном интереснейшем, но малоизвестном эпизоде его военного
пути рассказал ветеран Великой Отечественной войны, летчик-истребитель
Байзула Акижанов
Произошло это в самом начале войны. Наши войска с боями отступали
на восток. Позади остался Ростов. Эскадрилья под командованием
капитана Ивана Глухих, в которой служил Сергей Луганский,
получила задание сдерживать продвижение немецких войск, не
давать им переправиться через Дон до отхода наших войск, техники
и мирного населения. Во время одного из боевых вылетов самолет
командира Глухих был поврежден, и он был вынужден посадить
его на территории, занятой противником. Луганский видел, как
машина командира, пропахав борозду, остановилась в открытой
степи, командир покинул ее - он был жив! Меж тем к месту посадки
уже спешили немецкие мотоциклисты.
Луганский принял решение... забрать командира! Сергей выбрал
место и направил свой И-16 на посадку. Остальные летчики,
поняв маневр товарища, стали кружить над местом вынужденной
посадки и поджидали приближающихся мотострелков противника
- прикрывали летчиков с воздуха. Пробег, и, не выключая мотора,
Луганский подрулил к самолету товарища. Иван подбежал и стал
забираться в тесную кабину самолета товарища. Можно было взлетать,
но тут случилось непредвиденное. В спешке Иван Глухих наступил
на флажок-рычаг и выключил магнето! Двигатель умолк. Как Сергей
ни пытался запустить его, ничего не выходило. Заложниками
обстоятельств стали уже два воздушных аса!
Товарищи, что кружились над ними и поливали пулеметным огнем
приближающегося неприятеля, не могли понять, какая заминка
не дает летчикам пойти на взлет. И тут еще один летчик - Владимир
Козлов - последовал примеру Луганского. Теперь уже третий
самолет катился по занятой неприятелем территории.
Товарищи отреагировали слаженно:
- Поджигай машину, - крикнул Ивану Глухих Луганский и поджег
свой самолет. Времени на раздумья не оставалось - враг приближался.
Но как улететь троим на одноместном самолете? Решение созрело
мгновенно. Оба бросились под крылья истребителя и... примостились
на шасси, для надежности пристегнув себя поясными ремнями.
Козлов развернул свой И-16 и начал разбег по неровному полю...
Взлетали тяжело. Козлов, обогнув неприятеля, направил самолет
в сторону нашего тыла. Так, на бреющем он привез боевых товарищей
на свой аэродром. Поверить в это было трудно. Но факт был
зафиксирован, и весть о нем быстро разнеслась по фронту. Тогда
наград никто из участников этой истории не получил. Но и не
это важно. Случай красноречиво демонстрирует, насколько крепко
могла связать людей война, что солдаты второй мировой проявляли
такое чувство товарищества и дорожили жизнью друг друга, что
в наше время это кажется маловероятным. Понять и оценить такое
могут только те, кто прошел те суровые военные испытания.
|
Немцу достанется... |
С августа по декабрь 1943 года шли ожесточенные
бои за Днепр. В конце сентября наши войска вышли к Днепру
и, форсировав его с юга от Киева, захватили два важных плацдарма
на другом берегу. Закрепившись, стали возводить переправы
для продвижения войск. Немцы предпринимали попытки за попытками
разрушить переправы с воздуха. В небе над Днепром шли ожесточенные
бои. Фашистские бомбардировщики группами по 25-30 самолетов,
под прикрытием истребителей рвались к переправам.
|
...этого свинца |
Группа Луганского в составе других многочисленных
групп советских самолетов выполняла задачу по защите переправ
и закрепившейся на правом берегу Днепра пехоты. В суматохе
боя одной из групп немецких “хенкелей” все же удалось приблизиться
к переправе и они уже перестраивались для захода на бомбометание.
Луганский развернул свою группу и направил ее к переправе.
Сам шел первым. Выбрав ведущего из звена бомбардировщиков,
пошел на сближение и винтом своего Як-1 рубанул по рулю высоты
“Хенкеля”. “Хенкель” завалился и рухнул. Строй вражеских самолетов
распался. Товарищи Сергея Луганского разделались с остальными
бомбардировщиками. В тот день Сергей с трудом привел свой
поврежденный самолет на аэродром. Вечером в полк прилетел
маршал авиации Новиков. Он дал высокую оценку действиям всех
наших летчиков. А Сергею вручил орден Александра Невского,
сказав при этом:
- Молодец, капитан! Мне доставляет большое удовольствие вручить
тебе этот орден и надеюсь - он не последний на твоей груди.
Потом были в жизни Сергея и другие подвиги. И второй воздушный
таран. Товарищи, вспоминая его, говорят, что Сергей своей
неиссякаемой удалью заражал бойцов. Дружбой с ним гордились.
На него равнялись. Вот такой у нас был земляк. В Алматы установлен
бюст дважды герою СССР Сергею Луганскому.
|