Свободу женщине Востока! Женщина в политике - не новость и не нонсенс. Это нормальная цивилизованная практика, подкрепленная многими примерами успешной работы. В нашей стране в прошлом году правительством была принята концепция гендерной политики, основные задачи которой сводятся к установлению гарантированных Конституцией равных прав и свобод для женщин и мужчин. Однако, несмотря на все достижения казахстанских женщин в разных областях жизни, говорить о том, что равноправие на деле существует, пока не приходится. О причинах этого и механизмах вхождения во власть женщины мы и решили поговорить И.Гайкалова: Наша Конституция гарантирует равные права и возможности женщин и мужчин. Однако вряд ли можно говорить о полном воплощении этой нормы на деле. Мы до сих пор не видим полноценного женского представительства на всех уровнях власти, к примеру. Я хочу, чтобы мы с вами сегодня определили, кто виноват в этой ситуации больше - мужчины, сами женщины или наш менталитет. Нина, на ваш взгляд, существует ли дискриминация в отношении женщин?
| Ирина Гайкалова, ведущая форума, обозреватель “НП” |
Н.Балабаева: По данным статистики, женщин в нашей стране около 52 процентов. Даже за этим “круглым столом” собралось примерно такое же соотношение. Но мужчины взяли приоритет: они говорят, а мы их слушаем. Поэтому проблема, конечно, существует, но она озвучивается на всех уровнях. Президент говорит о том, что женщины должны управлять делами, государством, может быть, тогда наш корабль пойдет быстрее, лучше. То есть проблема, конечно, существует, но отчасти она решается. В Казахстане принята “Концепция гендерной политики”, где предполагается равенство мужчин и женщин. Но пока приходится констатировать, что женщина у нас дискриминируется. И по возрасту, и по возможности занять определенные рабочие места и быть политическим лидером. Не совсем равны и стартовые возможности мужчин и женщин.
| Нина Балабаева, директор Центра социально-психологической реабилитации и адаптации “Родник” |
И.Гайкалова: А может, мы, женщины, просто не пользуемся этими возможностями? Н.Балабаева: Готовясь к этой встрече, я собрала некоторые факты. В парламенте 1984 года Советского Союза 31 процент принадлежал женщинам. Другое дело, был ли работоспособен тот парламент. Можно об этом рассуждать долго, но я хочу констатировать факт наличия социальной защищенности граждан - может быть, благодаря лоббированию этих вопросов женщинами. И.Гайкалова: Можно спорить с этим. Н.Балабаева: Можно, но в любом случае даже Запад иногда равнялся на нашу социальную политику. Сейчас очень многие льготы отменены. И эта отмена ударила, прежде всего, по женщине и детям. И.Гайкалова: Гульнара, вы разделяете мнение о существующей дискриминации?
| Гульнара Нугман, общественное объединение “Крепкая семья” |
Г.Нугман: Нет, не разделяю. По данным российских социологов, только примерно десять процентов женщин рвется в политику, в карьеру, власть и ставит это стремление выше семьи. Около шестидесяти процентов женщин консервативны, то есть для них семья стоит на первом месте, потом идет карьера, но только в той степени, пока она не касается интересов семьи. И где-то тридцать процентов женщин относится к колеблющимся между понятиями карьеры и семьи. Так вот сегодня в нашем парламенте женщины занимают десять процентов, для сравнения: во Франции тоже десять процентов, в США тринадцать процентов. То есть по этому показателю мы не отстаем от оплотов демократии. Женщины представлены во всех сферах жизни. Мне кажется, вопрос гендерного равенства раздувается искусственно. Ажиотаж, шумиха - все это выгодно тем, кто хочет заработать на этой теме политические очки. Обратите внимание: женщины не бастуют на площади и не требуют квоты в парламенте. Есть десять процентов, которым это интересно, а большая часть занята семьей, детьми. Я считаю, что мужчина может защитить интересы всех членов общества не хуже, чем женщина. Поэтому, когда я выбираю депутатов парламента, то сужу не по половой принадлежности, а по его профессиональным качествам. И.Гайкалова: В этом вы, конечно, не одиноки. Наши женщины голосуют больше за мужчин. Г.Нугман: Это так, и это замечательно. Н.Балабаева: Почему женщины голосуют за мужчин? Потому что кандидат провел с ними, с домохозяйками, с пенсионерами работу. А у женщины-кандидата не было такой возможности, она не собрала голоса. Я говорю уже о технологиях и равном доступе. И.Гайкалова: Менталитет. Это явление играет свою роль в отношении к женщинам. Хаким, обращаюсь к вам как к мужчине и поэту, как вы думаете, женщина может быть равноправным партнером мужчины?
| Хаким Булибеков, поэт |
Х.Булибеков: Мне кажется, в экономике мы вернулись к матриархату, потому что женщина исполнительней и аккуратней. Я знаю, что очень многие топ-менеджеры в Казахстане - женщины. При этом женщина по натуре консерватор, она должна сохранять семью. А мужчина всегда был охотником, он лидер, он всегда в поиске. И мне кажется, если общество хочет сохраняться, достигнув какого-то уровня, то, наверное, надо пускать в политику женщин. А если общество хочет развиваться, идти вперед, рискуя, то, наверное, надо больше мужчин в управлении. Хотя есть одна закономерность: как только женщина переходит в политику, она становится более мужчиной, железной леди. Пример тому - Жанна д’Арк, которая трусов отправляла на казнь со спокойной совестью. Флюктуации есть всегда в любой ситуации, и эти флюктуации иногда даже перехлестывают норму. Н.Балабаева: Вы говорите об одной какой-то крайности - или мужчины, или женщины, а если сделать пятьдесят на пятьдесят. Это же будет просто идеальная картина. Х.Булибеков: Я думаю, для этого надо очень долгий срок. Это будет неработающий парламент. В политике, конечно, больше должны играть роль не полы, а личности. Вопрос пола начинается с постели, продолжается на кухне, нивелируется на улице и сходит на нет в производстве и политике. Конечно, должны быть равные права и возможности, но есть еще и потребности, и нужды, законы рынка, которые надо учитывать. К примеру, когда я беру на работу человека, то руководствуюсь вполне разумными доводами: девочка, которая хочет работать, но выйдет замуж через некоторое время и уйдет в декрет, мне, конечно, не будет нужна. Вообще вам, женщины, дано гораздо больше, чем нам! Все мужчины хотят быть подобны Богу, потому творят: я - в поэзии, он - в прозе, кто-то рисует. А вы уже тем приближены к Богу, что создаете живых существ. Ни один мужчина этого не сможет! Функция сохранения и продолжения рода полностью возложена на женщину. И.Гайкалова: Хаким, у вас очень хорошая, добротная позиция, которую можно взять на вооружение всем мужчинам и, как следствие, говорить, что женщина должна сидеть дома и воспитывать детей, не стремясь к иным вершинам. Х.Булибеков: Я так не говорю. Если женщина входит в эти десять процентов, стремящихся к власти, то пусть бьется, добивается, доказывает, что она лучше мужчин. Вы знаете, что самые вкусные грибы - из-под асфальта?
| Александра Казакова, генеральный директор молодежной информационной службы Казахстана |
А.Казакова: Женщине трудно в любом обществе. В Казахстане - традиционном обществе - гораздо сложнее. Я не оправдываю казахстанских мужчин, но мы, конечно, чувствуем себя свободнее, чем женщины в других странах Центральной Азии. В Казахстане огромное количество возможностей для роста женщин. Вопрос в другом: никакая социальная реформа не может создать равные условия для мужчин и женщин. И.Гайкалова: То есть искусственными методами в установлении равноправия мы ничего не сделаем? Вы хотите сказать, что все это только совершится естественным путем? А.Казакова: Конечно. И.Гайкалова: Но тогда мы становимся заложницами ситуации - по воле наших традиционных мужчин нам останется только три немецких К - кухня, кирхе и киндер! Х.Булибеков: Мужчине простят плохое отцовство, а женщине, пусть она будет самый классный политик, если она плохая мать - нет. А.Казакова: Женщина изначально поставлена в неравные условия, просто требования к ней гораздо выше, чем к мужчинам. Х.Булибеков: Ребята! Воспитать живое существо это выше, чем какую-то страну привести к миру и согласию. Но если женщина умудряется сделать и то и другое, то ей надо ставить памятник! И.Гайкалова: Но почему женщина всегда должна именно умудриться, извернуться, совершить подвиг. Почему она не может просто работать, потому что она человек и имеет на это право. Почему бы не создать ей такие же условия, как мужчинам? Г.Нугман: Очень важно то, что сказал Хаким - женщине дано много. Но она может реализовать себя как на кухне, так и в профессиональной сфере. Мужчина полноценно реализует себя в профессиональной сфере, а в семье он всегда на втором месте. Х.Булибеков: Все мужчины всегда в неволе... Н.Балабаева: Никто не спорит с тем, что у каждого из нас есть право выбора. Если женщина имеет основание быть лидером и у нее есть предпосылки, она станет им. Но, согласитесь, лидеру-женщине пробиться труднее, чем лидеру-мужчине.
| Жаркын Хайдаров, писатель |
Ж.Хайдаров: Тема нашего обсуждения - женщина в управлении государством. Значит, надо определиться с терминами. Что такое женщина. Тот, кто изучал хоть немного психологию, нейропрограммирование, знает, что существует очень большая разница в мозге мужчины и женщины - они по-разному устроены. Во-вторых, жизненный путь личности надо тоже учитывать. Есть колоссальная разница между женщиной рожавшей и нерожавшей. Есть женщина, которая имеет детей, имела детей, есть замужняя и незамужняя. Все эти различия надо учитывать. И.Гайкалова: А у мужчин, значит, никаких различий не существует - все, как один, подходят для управления государством. Ж.Хайдаров: У мужчин все нивелировано - у них меньше запретов, больше свободы. У женщин больше запретов. Она живет по определенным правилам, нарушение которых общество ей не прощает. А мужчине прощается все. Вы говорите о выдвижении женщины, но ведь известно, что этим миром управляют финансово-промышленные группы. Вы знаете, что никакой посторонний человек не прорвется в управление без соответствующего влияния и поддержки - мужчина или женщина, неважно. То, что женщина может управлять государством, доказано много раз. Она все тащит в дом, у нее больше инстинктов, у нее вообще на одну хромосому больше. И вот получается так, что она, в принципе, сама по себе целое государство. Говорят, у хорошей жены не бывает плохих мужей. А еще: умная жена из шалаша сделает дворец, а глупая - из дворца сделает шалаш. (Правда, у этого тоста есть конец: так выпьем же за то, чтобы не было ни дворцов, ни шалашей!). Женщина первая в этом своем государстве. А во всех сферах жизни мужчина должен быть первым. Это - стопроцентно! Женщина не может соперничать с мужчиной. Есть шахматы мужские, есть женские, хотя правила одни. Ни одна женщина-гроссмейстер не сыграет с Гарри Каспаровым, после первых трех партий будет уже все ясно. Женщина, которая поднимает штангу, и мужчина - совершенно разные вещи. Н.Балабаева: Прокомментируйте, пожалуйста: вы сказали, что есть рамки свободы для женщины и свобода для мужчин. Где это закреплено? Ж.Хайдаров: В Библии! Х.Булибеков: Мужчины должны зарабатывать деньги, а вы ходить по массажным кабинетам и радоваться жизни. А работать только для души. Н.Балабаева: К нам обращаются женщины, которые хотели бы работать, но в семье на этом лежит табу, запрет: мужчина зарабатывает, он считает, что женщина должна сидеть дома... Самое важное, нам сейчас определиться, существуют ли ментальные стереотипы, мешающие женщине реализовывать себя? И.Гайкалова: Мужчинам очень хорошо живется со всеми этими стереотипами, им так удобно. На Западе феминизм десятилетиями отвоевывал права, которыми сейчас обладают женщины. Женщины имеют сегодня одинаковые стартовые возможности, они работают во всех областях, и наверняка чувствуют себя в этой ситуации хорошо. Мы же получили уже готовую модель демократического сосуществования женщин и мужчин, но никак не можем к ней приспособиться. А.Казакова: Безусловно, есть причины этого и в традициях, и в ментальности, но одна из главных причин - в стране не работают законы, каких-то законов вообще нет или уже имеющиеся законы не подкреплены реальными механизмами. Здесь вопросы гендерного равенства перетекают в плоскость законотворчества. Ж.Хайдаров: Правильно, я и предлагаю выход: женщина должна иметь больше избирательных прав. И только потому, что она мать. Она должна голосовать не только одним своим голосом, но и за своих детей, не достигших восемнадцати лет. Только тогда обществом будут востребованы ее потенциальные возможности голосования. Если у женщин будет больше голосов, у них будет больше избирательных прав. Для чего это нужно? Вы знаете, что на выборы в основном ходят люди старше сорока пяти лет. А женщина, имеющая детей, несет ответственность перед будущим, и она будет голосовать так, как нужно ее детям. Х.Булибеков: Гениальный ход! Но есть одна ошибка. Ты толкаешь нас к государству, которым управляют кухарки. В принципе, образовательный ценз тем ниже, чем больше детей. Кандидатка наук с тремя детьми - это редкий случай. Женщина, которая в жизни не прочитала ни одной книги, может иметь семерых детей. Понимаешь: ты выпустишь к избирательным участкам людей малограмотных, которые будут видеть картину, которую им сейчас предлагают, и они выберут то, что ты даже представить не сможешь. Нет, ты толкаешь нас к страшному... Хотя льготы для женщин с детьми должны быть. Пусть не в отношении голосов, но хотя бы в обращении к депутатам. Н.Балабаева: Я тоже совершенно не согласна с предложением. Но здесь проскользнула одна аналогия - если женщина будет иметь больше избирательных прав, в этом случае общество станет лучше. Или я ошибаюсь? Ж.Хайдаров: Нет, все так. Х.Булибеков: У нас была Томирис! Она завалила Кира, перед которым дрожал Египет, который поставил на колени Сирию, а пришел сюда и получил по башке. От женщины! Она смогла объединить кочевников, которых объединить вообще невозможно! А прошлое - это зеркало будущего, в него надо иногда смотреть. Если в прошлом была царица, то при необходимости у нас появится своя Томирис, своя Жанна и прочие. И.Гайкалова: То есть нам сейчас не нужно переживать, а просто спокойно ждать определенной ситуации? Х.Булибеков: Я думаю, если исторически будет необходимо выступить на первый план личности, то пол не будет играть никакой роли. Если вдруг спасителем страны окажется женщина - ради бога. Ж.Хайдаров: Женщина более дипломатична, более терпелива, чем мужчина. Решая какие-то вопросы, мне, как мужчине, всегда труднее отказать женщине. И потом мне легче разговаривать в некоторых случаях, чем с мужчиной. Женщина может всегда пользоваться преимуществами своего пола. И.Гайкалова: Феминисты таким положением вещей были бы не очень довольны - женщины не должны использовать никаких половых преимуществ, они должны быть равноправными партнерами в общении. Это, в конце концов, оскорбляет нас. Г.Нугман: Но ведь это бесполое общество, мне было бы скучно жить в нем. Н.Балабаева: В основе феминизма лежит всего лишь равенство, а не отмена полов. Г.Нугман: Но в Казахстане есть равенство! А.Казакова: Вот в чем сложность: женщины начинают пользоваться этими равноправными возможностями, а мужчины не хотят этого признавать. С другой стороны, вы можете признавать или не признавать, но общество созрело, и женщина будет играть в нем далеко не последнюю роль.
Ваше отношение к политическому лидерству женщин
Нурбулат Масанов, политолог: - Я к женщинам отношусь с огромной симпатией, я очень ценю эти цветы. Но если иметь в виду просто женщин, стремящихся к политическому лидерству, то наше общество, по-моему, еще не достаточно созрело для этого. Женщины пока порабощены определенными условиями жизни, они зависят от мужчин во многом. Конечно, существует такая прослойка интеллектуально развитых и независимых женщин, но их крайне маленький процент. Если же говорить о Дариге Назарбаевой, то она может стать лидером только при конкретных условиях. Например, это должны быть серьезные политические и экономические реформы. Есенжол Алияров, Союз молодежи Казахстана: - Положительно. В принципе, мы живем в цивилизованном обществе, где не должно быть ущемления прав или же дискриминации. Не надо придавать особого значения полу - мужчина это или женщина. Все зависит не от половой принадлежности, от каждого человека индивидуально. Женщине просто необходимо позволять идти вперед. Мурат Шалабаев, заслуженный артист РК, солист ГАТОБ, солист Президентского оркестра: - Вы знаете, я никогда в своей практике непосредственно не сталкивался с женщиной на руководящем посту. Поэтому у меня никогда не возникало ни проблем, ни вопросов по этому поводу. А так мне не хочется судить только с одной стороны, ведь если женщина компетентна, то почему бы и нет? Мужчины, я считаю, также бывают разные. Следовательно, мое отношение к женщине во власти нейтральное. Мэлс Елеусизов, движение “Табигат”: - Конечно, главное в жизни женщины - воспитание детей, семья, так уж устроено природой. Поэтому ей будет трудно заниматься в политике делами государства. Но, в общем, я не возражаю. Если женщина умна, способна, то проблем нет. Женщина сегодня в Казахстане имеет больше прав на руководство. Конечно, со стороны мужчин дискриминация какая-то есть, так как в парламенте нет определенного процента женщин.
Подготовила Дана Бекмагамбетова
|