23 апреля 2004
№ 16 (308)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Мир 

Четвертая польская власть

Ботагоз Сейдахметова

Польские СМИ утверждают, что они независимые. Во всяком случае, от политического контроля со стороны власти. Главный повод для этого утверждения тот факт, что самые крупные и популярные польские издания принадлежат по большей части иностранному капиталу: норвежскому, шведскому, немецкому, немного американскому и французскому. Частично акционерами изданий являются и сами журналисты

Три недели в польской столице пролетели быстро. Уже на второй день я прекрасно разбиралась в расписании автобусов и легко ориентировалась в варшавском метро. А к концу первой недели утвердилась в мысли, как тесно связаны польские политики с журналистикой. А может - журналисты с политикой? Достаточно назвать несколько громких имен: президент Польши Александр Квасневский, госсекретарь Дариуш Шимчиха - в прошлом журналисты. С другой стороны, многие известные журналисты пришли в журналистику из большой политики. Например, редактор иностранного отдела самого популярного общественно-политического еженедельника Wprost Марек Новаковский в прошлом возглавлял международный центр в сенате.
Может это одна из главных причин высокого профессионализма и класса польских средств массовой информации?
Между тем, именно в Польше самый высокий процент безработицы среди европейских государств - 20 процентов. Складывается ситуация, схожая с нашей, - факультет журналистики выпускает больше чем необходимо специалистов на рынке СМИ. А с другой стороны, не хватает хороших, профессиональных журналистов. Кстати, этим бессовестно пользуются работодатели - берут молодого неопытного журналиста на испытательный срок с правом не платить зарплату (потому как приобретаемый опыт дорогого стоит), а потом... просто не берут его в штат.
Мне повезло. Как журналисту. Каждая неделя в Польше ознаменовывалась нерядовым событием во внутренней политической жизни страны. В начале первой недели польские журналисты проводили акцию в защиту журналиста Анджея Марека, которого по решению суда должны были заключить в тюрьму. Причина ареста - обличительная статья о чиновнике, который позднее стал политиком. В принципе, пан Марек мог просто выплатить штраф, но он и его газета находились в финансовом кризисе. Ситуация, на первый взгляд, типичная. Мало ли на журналистов подают судебных исков? И дело вовсе не в том, что он может быть “выдающийся журналист, пострадавший от властей за правое дело”, объясняли нам в Союзе журналистов, а в том, что журналистов сажать в тюрьму нельзя. Так что это было делом принципа.

Журналист в клетке - зрелище противоестественное.
Более того - противозаконное. Чтобы это доказать, объединились два “заклятых” конкурента на рынке польских СМИ

По инициативе журналистов ежедневника Super Express перед зданием парламента была установлена огромная клетка (ее специально привезли из зоопарка), в которую попеременно садились редакторы крупных польских изданий. Кстати, первыми в импровизированную тюрьму сели главные редакторы двух соперничающих изданий - Super Express и Fact. Тут уж - без комментариев.
Между тем, наши польские коллеги не только показательно защищают коллег по цеху. Именно журналисты раскрыли аферу, которая проходит под названием “афера Льва Рывина” с участием крупных политических фигур. По большей части в афере замешаны члены правящей партии SLD (Демократический левый альянс). В деле фигурирует взятка на сумму 17 миллионов американских долларов, которые должны были перевести на счет SLD, за изменение в законе о радио- и телевещании.
Более всех в этой истории пострадало “честное имя” премьер-министра, которого обвиняли в том, что он прошляпил кризис не только внутри правительства, но и внутри своей партии. Заседания специальной правительственной комиссии, которая разбирается с обвиняемыми по делу “аферы Рывина”, открыто транслировались по польскому телевидению.
В начале следующей недели все газеты и польское телевидение обсуждали неожиданное решение премьер-министра Лешека Миллера о своей отставке. Лешек Миллер на обложке популярного политического журнала был растиражирован на многочисленных плакатах по Варшаве - полуобнаженный торс мужчины средних лет с благородной сединой и спортивной фигурой, рядом надпись: “Что чувствует мужчина, когда завершает?”. Игра слов, которой польские журналисты (так же как и наши) ловко пользуются.
Сразу после объявления премьера об отставке SLD раскололась - соратник премьера по партии Марек Боровский объявил о создании своей партии “Социал-демократическая Польша”. В стране назрела критическая ситуация - досрочные парламентские выборы могут еще больше усложнить политический кризис в стране.
Дальше - больше. На следующей неделе подает в отставку министр иностранных дел Владимеж Чимошевич. Причина также связана с долгой скандальной историей и косвенно со СМИ. Студенты купили дискеты с материалами МИДа у технического работника, который продал их в шутку за 10 злотых (около 3 долларов)! Продолжение истории скорее напоминает анекдот: студенты ходят по редакциям крупных польских газет, предлагая сенсационный, эксклюзивный, секретный материал о работе МИДа.
Все уважающие себя издания не захотели связываться с этими дискетами. Но покупатель все же нашелся. Им стал главный редактор еженедельника NET - Ежи Урбан, о котором его польские коллеги отозвались как о человеке, который всегда ищет дешевых политических сенсаций. Кстати, пан Урбан в свое время был членом правительства Ярузельского во время военного положения в Польше.
Дискеты, которые содержали тысячу разных документов уровня государственной секретности, студенты продали за сравнительно невысокую цену - 7 тысяч злотых. Попади эти документы в руки иностранных спецслужб, можно было бы выручить с них около 100 тысяч злотых (25 тысяч долларов), уверяли меня польские коллеги.
Впрочем, премьер не принял отставки министра, и история осталась незавершенной.
Всю оставшуюся неделю польские газеты публиковали результаты опросов населения по различным внутриполитическим вопросам, а также рейтинги политических партий. Обстановка накалилась, когда с переменным успехом первые места в рейтинге стала занимать “Самооборона”, которая предлагает простые (читай популистские) рецепты для решения кризисной ситуации.
Партию “Самооборона” возглавляет Анджей Леппер. Согласитесь, где-то эту фамилию мы уже слышали? На самом деле, лидер французских ультра-правых - Жан Ле Пэн (с которым невольно сравнивают Леппера и сами поляки) - также зарабатывает политические очки на популистских идеях, которые он провозглашает.
Главный лозунг партии Леппера: “Они уже были!”. Это он о своих политических соперниках. Но Леппер не имеет определенной программы и не может ответить на главные польские вопросы: как ускорить экономическое развитие, как найти место в ЕС, как прекратить финансовый кризис.
Популярность Анджея Леппера, по мнению политического журналиста Марека Новаковского, странная и парадоксальная. С одной стороны, в его поддержку выступает 30 процентов населения, а с другой, 65 процентов говорят, что не будут никогда голосовать за Леппера. Цифры важные для политического анализа: потенциал партии Леппера в отношении электората исчерпан.
И еще. Польские журналисты уверены, что народ нуждается в объективной информации о плюсах и минусах вступления в Европейский союз, и в течение последних трех лет эта тема была подробно рассмотрена со всех точек зрения. Для польских же СМИ расширение медийного пространства на Запад означает переход на новый, западноевропейский стандарт, когда информация имеет две категории - товар и общественную ценность.

Алматы - Варшава - Алматы
Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп