23 апреля 2004
№ 16 (308)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Исследования 

Китайские чаяния

Амина Джалилова

Проект строительства нефтепровода Атасу - Алашанькоу, который станет одним из участков трубы Казахстан - Китай, обсуждали 20 апреля на совещании под председательством премьер-министра Даниала Ахметова. Как подчеркнул на совещании глава правительства РК, основные параметры этого проекта уже обсуждались, поэтому сейчас на повестке дня - создание совместного предприятия с Китаем и базовой модели проекта. Премьер-министр поручил министерствам и национальной компании “КазМунайГаз” в течение десяти дней подготовить документы по этому проекту

Нефтепровод на Китай планировали построить еще в 1997 году. Считалось, что труба, несущая нефть из Западного Казахстана в Китай, - фантастический проект, и его реализация потребует немало лет. Однако летом 2003 года Китай начал форсировать осуществление этого проекта. Трудно сказать, что послужило причиной такого неожиданного стремления построить трубопровод как можно быстрей. Известно, что потребление нефти в Китае увеличивается с каждым годом. Представители КНР одно время даже высказывали намерение импортировать из Казахстана ежегодно по 50 миллионов тонн черного золота, при том, что на данный момент пятьдесят миллионов - это общий объем добычи в Казахстане. Возможно, Китай спешит со строительством этого трубопровода потому, что труба Казахстан - Китай была одним из условий участия китайских инвесторов в освоении казахстанских месторождений.
Заключенный в 1997 году договор предполагал, что до 2005 года вопрос строительства трубопровода должен быть решен. А неисполнение инвестиционных обязательств может обернуться пересмотром договоренностей. Кроме того, КНР давно ведет переговоры с Россией об обеспечении Китая нефтью. Однако наш северный сосед все еще не принял окончательного решения: трудно выбрать между Китаем и Японией, куда тоже есть возможность протянуть экспортный трубопровод. Российские аналитики не раз высказывали мнение о том, что переговоры Китая и Казахстана - это всего лишь способ давления на Россию в принятии этого решения.

Нефтепровод Казахстан - Китай должен соединить богатый нефтью Каспий с западом Поднебесной. Он будет состоять из трех участков. Первый из них, Атырау - Кенкияк на западе Казахстана, уже построен. Второй, Атасу - Алашанькоу, соединит восток нашей страны с западными областями Китая. Что касается третьего участка, его строительство пока активно не обсуждается.
Кто будет финансировать строительство трубопровода, тоже пока не ясно. В 1997 году китайская сторона брала на себя обязательства по выделению средств. А сегодня казахстанские специалисты разрабатывают технико-экономическое обоснование проекта. Как только оно будет готово, стороны снова сядут за стол переговоров и обсудят вопросы финансирования. По информации пресс-службы премьер-министра, на сегодня рассматриваются несколько схем финансирования. Стоимость проекта также пока не оглашается. Власти называют разные цифры: 690 миллионов долларов, 907 миллионов, 850 миллионов. Однако все это - лишь предварительные данные.
Что же касается всего трубопровода Западный Казахстан - Китай, то его специалисты КНР оценивают приблизительно в два с половиной миллиарда американских долларов.
Сроки реализации проекта впечатляют. Предполагается, что трубопровод начнут строить в июле этого года, а закончатся работы к 16 декабря следующего.
Ранее предполагалось, что строительство Атасу - Алашанькоу целесообразно при загрузке в двадцать миллионов тонн в год. Сейчас сошлись на десяти. Проект предполагается реализовывать в два этапа. Ввод в эксплуатацию объектов первой очереди намечен на 2006 год, тогда мощность трубы будет равняться 10 миллионам. На проектную же мощность - 20 миллионов тонн - трубопровод выйдет к 2011 году.
Что же значит этот проект для Казахстана? Во-первых, в вопросах экспорта углеводородов Казахстан придерживается принципов многовекторности, то есть стремится обеспечить несколько маршрутов экспорта нефти. Для страны, не имеющей выхода к морю, вопрос транспортировки очень актуален. Кроме китайского маршрута, Казахстан рассматривает возможность строительства трубопровода в Иран через территорию Туркменистана. Также ведутся переговоры об отправке нефти по системе Баку - Тбилиси - Джейхан. На сегодня Казахстан экспортирует углеводороды по трубопроводам Атырау - Самара и Тенгиз-Новороссийск (КТК). Еще один трубопровод, причем такой мощный, в преддверии большой нефти с шельфа Каспия нашей стране не помешает. Кроме того, появление трубопровода Казахстан - Китай позволит объединить три обособленные системы нефтепроводов республики и создать единую сеть.
Казахстан всячески поддерживает китайских инвесторов. Создаются условия для расширения деятельности компаний из КНР в Казахстане. Сегодня Китай владеет контрольным пакетом акций крупнейшей в Актюбинской области добывающей компании “КННК-Актобемунайгаз”. Кроме того, в минувшем году Китайской национальной нефтяной корпорации (КННК) удалось приобрести месторождение Северные Бузачи на Мангышлаке. Возможно, китайцам удастся получить и какой-нибудь лакомый кусочек на шельфе Каспийского моря.
Россия, хоть и не строит пока свою трубу на Китай, не останется в стороне. По словам президента “КазМунайГаза” Узакбая Карабалина, российские нефтяные компании изъявляют свое желание транспортировать сибирскую нефть через Казахстан в Китай.
Для этого казахстанская и российская стороны намерены задействовать неиспользованные мощности нефтепровода Омск - Павлодар - Шымкент - Чарджоу и достроить линию в сторону КНР.

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп