23 апреля 2004
№ 16 (308)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Исследования 

Банки на горошине

Светлана Грибанова

Лучшая в СНГ банковская система Казахстана в последнее время чувствует себя подобно андерсеновской принцессе на горошине: почивать бы банкам на тюфяках и перинах государственного обожания, кабы не шпильки критики некоторых государственных мужей. То г-н Марченко, сменив должность председателя Национального банка на должность первого вице-премьера, вдруг обвинит три самых крупных банка в монополизации рынка, то антимонопольное ведомство, которым руководит г-н Жандосов, также один из бывших председателей Нацбанка, разрабатывает поправки в Закон “О естественных монополиях”, призванных оттянуть у банков часть доходов. Что это, случайность или закономерность?

А может быть, это влияние должности? Из кресла вице-премьера многое видится по-иному: или ты думаешь о корпоративных интересах, или об интересах всей страны. Уже упоминавшийся Ораз Жандосов, будучи вице-премьером, в 2001 году сделал заявление о том, что свободно плавающий обменный курс тенге по отношению к доллару не является реально свободным, напирая на тот факт, что для предотвращения излишнего укрепления тенге Нацбанк скупает доллары на бирже. Тогда г-н Марченко в интервью “НП” объяснил, что по определению свободно плавающего курса, данному МВФ, таковым признается курс той валюты, где объем интервенции центрального банка не превышает 25 процентов от общего объема операций на фондовом рынке. А в 2001 году на Нацбанк приходилось всего лишь 19 процентов от всех операций на валютной бирже. И опять непонятно: то ли г-н Жандосов не знал определения МВФ, то ли не имел представления о реальных объемах интервенций Нацбанка.
Мы не зря вспоминаем “дела давно минувших дней”, возможно, так легче понять логику членов правительства.
Вот, например, в 1993 году у нас было 230 банков. Не было ничего легче, чем получить лицензию на открытие банка. С точки зрения требований рыночной экономики: свободного развития предпринимательства и конкуренции - это было, очевидно, хорошо. С точки зрения потребителя банковских услуг это было очень плохо, поскольку отсутствие надзора не замедлило сказаться на росте количества мошенничества в этой сфере. Национальному банку пришлось работать годами, чтобы вернуть доверие “кинутых” вкладчиков к банковской системе страны. Шло планомерное сокращение числа банков, для чего ужесточали требования к ним. Сегодня в Казахстане работают 35 банков второго уровня, два из которых государственные, выпестованные правительством и Нацбанком.

Зато теперь мы впали в другую крайность. Обозначил ее г-н Марченко, вступив в должность первого вице-премьера. Он сказал, что доминирующее положение трех крупнейших казахстанских банков и одновременное снижение доли на финансовом рынке республики иностранных банков не может не тревожить правительство. Проблема доминирования отражается и в страховом, и в пенсионном секторах, где акционерами компаний также являются крупнейшие банки.
В общем, в Казахстане налицо монополизация финансового рынка несколькими крупными банками. Это объясняет высокие кредитные ставки, которые держатся, несмотря на постоянное снижение ставки рефинансирования. Только честная и открытая конкуренция в банковском секторе сможет переломить ситуацию. Составить конкуренцию нашим банкам, по мнению Григория Марченко, могли бы крупные иностранные банки. А еще три года назад Григорий Александрович, возглавлявший тогда главный банк страны, говорил, что мы можем совершенно обоснованно гордиться нашей банковской системой. С тех пор, очевидно, произошли некоторые изменения в позиции банков. Выросли аппетиты, сегодня банки не хотят поступиться ни одним тенге своих прибылей.
На одном из конгрессов финансистов глава государства прямо обратился к банкирам: в свое время мы помогли вам встать на ноги, сказал Нурсултан Назарбаев, теперь вы должны помочь нашей экономике. Речь шла о снижении кредитных ставок. И вновь президент уже в своем “Послании-2004”, говоря о доступности жилья, сказал, что начиная с 2005 года нужно снизить ставки по ипотечным кредитам до 9-10 процентов и вдвое - с 20 до 10 процентов от стоимости - уменьшить сумму первоначального взноса за квартиру. Банкиры сразу откликнулись на слова главы государства, но своеобразно: они доказывают, что банки пока не готовы снижать ставки по ипотечным кредитам.
Понятно, что в условиях рынка регулирование деятельностью частных структур государством должно быть сведено к минимуму. Но, как выяснилось, у нас не работают и рыночные механизмы, в частности, конкуренция. Трудно заподозрить банки в ценовом сговоре, как рыночных торговцев, но другого объяснения в голову не приходит.
Не мытьем, так катаньем, решили в Агентстве по регулированию естественных монополий и защите конкуренции и разработали поправки в закон, согласно которым поставщики коммунальных услуг должны принимать деньги от населения в специальных кассах. Вряд ли это нововведение понравится банкам, ведь таким образом они теряют прибыль, получаемую за обслуживание коммунальных счетов. Даже при минимальной на сегодня ставке - 5 тенге с квитанции - Народный банк получает миллионы тенге, при том, что оплата банковских услуг изначально заложена в тарифы.
Наверное, мы действительно можем гордиться нашей банковской системой. Однако хотелось бы, чтобы и банки не почивали на достигнутом. Не стоит забывать о главном: нет клиента, нет банка.

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп