Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Вершки и “корешки” Вячеслав Щекунских Казахстан постепенно становится мировым игроком зернового рынка - огромная доля урожая идет на экспорт. А это значит, что и вести дела мы должны более цивилизованно, упорядоченно. Пока что зерновой рынок Казахстана цивилизованным не назовешь - попытки регулировать этот хрупкий и важный для национальной безопасности механизм пока ни к чему не приводят Поскольку Казахстан считается страной с рыночной экономикой, все возможные рычаги управления продовольственной базой в свое время были выпущены из государственных рук. Соответственно, хозяйства, когда-то ориентированные на ту или иную сферу производства, “спрыгнули” и занялись чем-то более выгодным. А та инфраструктура, которая впрямую нуждалась в продукции этих самых хозяйств, осталась ни с чем и ни при чем. Однако те, кто не переориентировался, стали производить сырье для новых заказчиков. В данном случае аграрии стали выращивать зерно не для сдачи государству, а на продажу. Новые времена принесли и новые тенденции. Для крестьянина стало выгоднее искать такого трейдера, который купит зерно подороже. А иногда стало интереснее заплатить за хранение урожая на частном элеваторе, а потом продать товар за более выгодную цену. Вот такие тенденции и привели соседние государства к прошлогоднему кризису. И в Украине, и в России собственные урожаи были неплохими. “Незалежная и самостийная” так вообще последние годы не вылезает из шестерки ведущих экспортеров зерна. Однако бесконтрольность привела к тому, что собственного зерна, которое необходимо для продовольственной безопасности страны, оказалось недостаточно - оно ушло на экспорт. Этого боялись прошлой осенью и в Казахстане. Мы реально могли остаться ни с чем - Украина, предложившая большую закупочную цену, имела все возможности оставить нас голодными. Любопытно, что зерновой рынок самой Украины практически контролируется международными трейдерами, которые диктуют ценовую политику. Это известные компании “Каргилл”, “Глинкор”, “Топфер” и др. Они создали буферные СП, которые, являясь резидентами Украины, работают “на того парня за рубежом”. То есть зерно скупается у задолжавшего сельхозпроизводителя по ценам, которые “являются личным делом”, потом выигрывается тендер, например в Южной Корее, и там зерно продается по уже приведенным мировым. А СП и прочие монопольные структуры созданы или остались в наследство как рудимент отечественного государственного монополизма и бедности. Осенью прошлого года Украина все-таки взялась за ум - там созданы законодательные механизмы залоговых закупов, изменена стратегия экспорта. У нас, конечно, существуют обязательства агрария по закупам перед компаниями, которые выдают кредиты под будущий урожай, есть фьючерсы Продкорпорации. Однако существуют и “дикие” трейдеры, которые по осени соблазняют аграриев хорошей закупочной ценой. А куда идет этот хлеб и по какой цене - никто не только проконтролировать, но и узнать не может. На самом деле схема контроля проста, как репа. Государство вполне может организовать одну национальную компанию, которая может иметь в собственности все элеваторы - в том числе арендовать или купить существующие. Тогда эта компания может осуществлять и прямые, и залоговые закупки зерна. Это был бы своего рода государственный агент в том числе и на мировом рынке, как ГАК “Хлеб Украины”. Или канадская “Canadian Wheat Board”. Однако давайте взглянем на более благодатный опыт цивилизованных стран. Там сельское хозяйство и аграрный рынок регулируются государством посредством экономических рычагов. Например, в Канаде есть зерновой пул для регулирования контроля качества этой продукции, его сертификации и экспорта. Он организован слиянием зерновых кооперативов “Альберта Уит Пул” и “Манитоба Уит Пул” в “Агрикор”, который обеспечивает хранение и перевозку 65% всего объема зерна в Канаде. Экспорт хлебопекарной пшеницы, пивоваренного и кормового ячменя осуществляется федеральной корпорацией (Canadian Wheat Board), а выработку и координацию политики по внутреннему рынку и экспорту сельхозпродуктов осуществляет Агропродовольственный маркетинговый совет при министерстве сельского хозяйства. Вообще госконтроль в этом деле если не панацея, то хотя бы возможность иметь на случай каких-то безобразий крайнего. К тому же на стихийных трейдеров, которых сотни, если не тысячи, сложно подать в суд за неконтролируемый экспорт, а с одной контролирующей компанией всем будет проще иметь дело. Нелишне и рассмотреть опыт Канады в вертикальной интеграции производителей, переработчиков и торговой сети. Такая система помогает эффективно использовать средства производства, держать под контролем ситуацию, влиять на рынок продукции, повышать доходность производства продукции. Это опять же выгодно не только крупным игрокам на рынке, которые друг с другом умеют договориться лучше, чем с мелким частником. Хорошо от этого и потребителям, которые получают продукт с меньшей добавленной стоимостью, с меньшими накрутками. А главное, государство и общество получают прогнозируемую цену на хлеб - во все времена один из важнейших факторов стабильности. А государству, само собой, удобнее контролировать процесс функционирования на рынке крупных вертикально интегрированных компаний, нежели частников, которые элементарно не всегда платят налоги. У нас основная проблема кроется в дисбалансе интересов участников рынка. К сожалению, это свойственно всем отраслям нашей экономики и отражает уровень развития общества. Отсутствие взаимодействия между операторами рынка, смежными отраслями, политикой и экономикой подчас и приводит к негативным последствиям. Многие участники нашего социально-экономического сообщества еще не достигли уровня понимания преимуществ корпоративной деятельности.
|