Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Наши пальчики устали? Мария Жумагулова Художница Майра Курманова использует все возможности, чтобы самореализоваться. При этом ее не смущает ни возраст, ни образование (нехудожественное), ни хлопотливые обязанности матери немаленького по современным понятиям семейства Женщина она рисковая, что можно понять уже по названию третьей по счету ее персональной выставки “Экстаз прикосновения-3”. Смелость эксперимента просто обречена на успех. Судите сами! Майра имела уже довольно солидный стаж по своей основной специальности, филологии, как вдруг решила стать художницей. При этом ее абсолютно не волновало, что она не просто не владеет технологией живописи, а не знает элементарных азов, которые освоили учащиеся художественной студии. Она идет по пути спонтанного желания, и, как малое дитя, Майра восторженно выжимает краски из тюбика и начинает пальцами растирать их на поверхности холста.
|
Когда в художественном отделе ей предлагают приобрести вкупе с масляными красками разбавители и прочие компоненты, Майра выглядит чрезвычайно озадаченной, ибо абсолютно не представляет себе их предназначение. Это обстоятельство ее нисколько не смущает, и все же... она решает идти “своим путем”. И надо полагать, что определение своего творчества как “тотально спонтанно невинное пальчиковое искусство” Майра выбрала совершенно точно. Она делает свои картины легко, в дни особого вдохновения, их накапливается до 4-5. Эти экспромты выдают внутреннюю состоятельность автора. Как правило, главный “герой” ее воодушевления - природа. Но просто пейзажем это не назовешь. Это целая философия бытия вселенского масштаба, заключенная в самый маленький физический формат. Как верно подмечает Майра, не только люди нуждаются в общении, но все в природе взаимодействует, контактирует, взаимообогащается. Как тенденция, в картинах отмечается безмолвный диалог деревьев, светил, тел небесных... Майру, как представителя XXI тысячелетия, беспокоит частое агрессивное вторжение урбанизации в хрупкую и вечную красоту природы. И, вероятно, этим объясняется полный отказ от изображения человека в ее композициях. Хотя его присутствие подразумевается. К примеру, в работе “Путь паломника”, где изображены бесконечные пространства пустыни, эпизодически преодолеваемые перемещениями верующих в Мекку. Чаще встречается в ее картинах передача пернатых, воспринимаемых художницей как гармоничная часть природы. Роль же человека как ее преобразователя часто оказывается неблагодарной и негативной. Такой свободный подход к живописи у Майры помогает ей добиваться необычного художественного эффекта. Она никогда не смешивает краски. Просто благодаря разной степени нажима пальцами получаются тонкие и неуловимые переходы, создающие сходство с акварельной живописью, хотя на самом деле используются масляные краски. Удивительно, что при небольших размерах полотен возникает впечатление монументальности. Это происходит потому, что Майра выполняет панорамные композиции в несколько планов, все дальше углубляя линию горизонта. Ощущение макрокосмоса не оставляет зрителя, хотя помещен он в камерный формат. Рядом с такими полотнами вполне уживаются картины с ярким откровенным локальным сочетанием колорита. Они то жгучи, знойны, то контрастно прохладны. В некоторых из них есть отдаленное напоминание знаменитых экспериментов фовизма Матисса. Слово “экстаз”, подразумевающее сверхчувство, употребляется обычно редко и с большой осторожностью. Но оно как нельзя лучше подходит к экспансивной натуре Майры. Она может позволить себе роскошь подчиняться собственным сиюминутным эмоциям. Как натура увлекающаяся, Майра постоянно находится в интенсивном поиске, причем в самых разнообразных областях, порой никак нестыкующихся друг с другом. С присущим ей энтузиазмом Майра освоила суфийский танец. В последнее время ей стало тесновато в рамках живописи. Для полного самовыражения ей не хватает 3-мерного пространства. Теперь она самозабвенно экспериментирует с глиной, как оказалось, благодатным природным чувственным материалом. Майра буквально испытывает кайф, когда ей предоставляется возможность помять в руках глину, создавая причудливые пластические формы.
|