Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Охранная грамота Ирина Гайкалова Похоже, наша медицина переживает новый виток в своем развитии. Помимо Программы развития здравоохранения, о которой наша газета писала в прошлом номере, Министерство здравоохранения представило на суд общественности проект закона “Об охране здоровья граждан РК”. “Круглый стол” по проекту закона состоялся на этой неделе в акимате Алматы. Депутаты мажилиса парламента республики, руководители Министерства здравоохранения, городского департамента и представители общественности пришли к выводу, что в представленном виде новый закон неприемлем Dалее Вопросы реформирования образования не раз были предметом обсуждения нашего “Форума”. Мы продолжаем разговор на эту животрепещущую тему В офисе Образовательной сети (EdNet/USAID)* в рамках предстоящей четвертой ежегодной международной конференции “Глобализация образовательного рынка: реформа университетов Центральной Азии” прошел пресс-тур, посвященный вопросам реформ образования Казахстана и Центральной Азии в целом. Представляем мнения участников пресс-тура по некоторым проблемам образования. Джон Найт, руководитель проекта EdNet, региональный исполнительный директор: “Министр образования Казахстана постоянно говорит о необходимости реформирования образования республики, он отмечает важность перехода на кредитную систему обучения. Международные организации и фонды совместно с руководством Казахстана ведут работу по улучшению сферы высшего образования, решают вопросы, каким образом это лучше сделать. Как известно, парламентарии одобрили Концепцию реформы образования - этот факт является лишним доказательством того, что республика готова к реформам. Я думаю, если Казахстан проявит интерес к реформированию, то можно будет перейти к новым формам образования - и таким образом у республики появится возможность предоставить новые ресурсы и предложения профессорам, студентам. Мое мнение наверняка совпадает с мнением Агентства США по международному развитию: министр образования Казахстана очень активно участвует в этой работе, он очень прогрессивен и его деятельность - это то, что нужно сегодня республике”. Борис Джапаров, исполнительный директор Ассоциации учреждения образования: “Недавно господин Марченко высказал предположение о ликвидации заочного образования в Казахстане... Само по себе заочное образование в той форме, в которой оно используется сегодня, действительно заслуживает большой критики. Но в западных университетах дистанционное обучение есть ничто иное, как заочное. Вовсе необязательно сидеть на лекциях в университете, знания можно получать дистанционно. Эта форма обучения требует сегодня пристального внимания и применения в Казахстане”. Николай Муравьев, международный консультант: “О роли информационных технологий в обучении. Есть несколько простых примеров, которые иллюстрируют, насколько это важно. Самое первое: должна быть электронная система регистрации студента. Более того, она должна быть создана в Интернете. То есть студент, сидя дома, может зарегистрироваться на тот или иной предмет. В США это было создано в середине девяностых годов, когда компьютеры получили массовое распространение. Со стороны вузов к этим данным должен иметь доступ целый ряд людей - преподаватели, ректоры, проректоры. Они должны видеть, сколько человек зарегистрировалось на тот или иной предмет, сколько в семестре студентов на курсе и так далее. Преподаватели должны иметь возможность ставить оценки электронно. А студенты - беспрепятственно узнавать эти оценки”...
EdNet/USAID - “Образовательная сеть” - проект создан и финансируется Агентством США по международному развитию (USAID) при административной поддержке корпорации КАРАНА (США) |
Айжан Садыкова, президент Ассоциации врачей и провизоров Казахстана:
Услышать друг друга Все мы понимаем, что настало время серьезных перемен в системе здравоохранения: на смену периода “выживания” пришел период формирования новой, доступной, качественной медицинской помощи, период развития медицинской науки, отечественного производства для отрасли здравоохранения, политики, направленной на формирование, сохранение здорового человека. Поэтому проект закона должен рассматриваться в свете требований, выходящих из Послания президента государства, где говорится о приоритетах первичной медико-санитарной помощи, четкого разграничения медицинской помощи в государственных клиниках и медицинской помощи частных медицинских структур. Настало время увидеть в лице общественных медицинских организаций достойного партнера, которому можно смело делегировать функции, присущие медицинским ассоциациям. Для этого достаточно использовать позитивный опыт других стран. Сегодня Ассоциация врачей и провизоров Казахстана объединяет более 60 ассоциаций по различным специальностям, это солидный представитель общественного мнения врачей, реальная армия независимых экспертов. Это организации, которым надо делегировать права по профессиональной аттестации кадров, аккредитации, лицензированию, сертификации, независимой экспертизе качества лечебно-профилактической деятельности... Министерству здравоохранения, департаментам здравоохранения останется только конечный этап всей этой работы - осуществление ведомственного контроля и визирование документов. Необходимо изменить не только имеющиеся формулировки некоторых понятий, но и ввести новые. Так, например, понятие болезни, здоровья, здорового образа жизни. Согласно формулировке ВОЗ, здоровье - это гармония полноценного психического и физического здоровья. В нашем проекте закона нет статей, направленных на формирование психического здоровья, оказание психологической помощи, психологической и судебно-психологической экспертизы. Не предусмотрены статьи, направленные на упорядочение деятельности психологов. Министерство здравоохранение считает, что их подготовкой занимаются немедицинские вузы, значит, последующий контроль за их деятельностью должен осуществлять кто-либо другой. Министерство образования и науки считает, что они отвечают за образование, подготовку психологов, а как они в дальнейшем влияют на психической здоровье населения - это не их задача. В проекте закона выпал раздел о стоматологической помощи населению, о Службе медицины катастроф (имеется неполная формулировка понятия Центра медицины катастроф), а о самой службе, как важной структуре Министерства здравоохранения, обеспечивающей готовность медицинских сил и средств не только на случай природных и техногенных катастроф, но и на случай ГО и терактов, ничего не говорится. Нет статьи об этической экспертизе биомедицинских исследований, которая является неотъемлемой частью защиты прав пациента при проводимых экспериментах и исследованиях. Думаю, в этом законе необходимо более четко прописать механизм защиты прав пациента, его права на независимую экспертизу качества лечебно-профилактической деятельности с привлечением экспертов медицинских ассоциаций. Эта статья нужна и для реализации механизма о добровольном медицинском страховании, когда врач должен знать свои права на защиту профессиональной деятельности, а пациент на возможность привлечения экспертов от общественных объединений, имеющих лицензию на проведение подобных экспертиз. В разрабатываемом законе надо более четко отразить равные права представителей негосударственного сектора с государственными клиниками в сфере оказания медицинских услуг
Какое медицинское обслуживание вы предпочитаете - платное или бесплатное?
Сергей Скоробогатов, юрист: - Конечно, платное. Потому что в очереди не надо стоять, и качество обслуживания гораздо лучше, чем в бесплатных поликлиниках. Здоровье-то дороже. Поэтому еще и приобрел медицинскую страховку. Екатерина Никитинская, исполнительный директор Конфедерации работодателей РК: - Я вообще-то думаю, что нам надо переходить к западной модели, где существует смешанная модель медицинского обслуживания. Конечно, какое-то обслуживание и уровень обслуживания должно гарантировать государство, потому что существуют и незащищенные слои населения. А для более обеспеченных людей необходимо предоставить услуги за дополнительную плату, чтобы они могли выбирать специальных врачей или больницы. Нам не надо ничего самим изобретать. В принципе можно взять общепринятую модель, как в развитых странах. Я сама не страховалась. Но если бы с помощью налогооблажения были созданы специальные механизмы стимулирования страхования, я бы с удовольствием приобретала медицинскую страховку. Марал Ыскакбай, писатель: - Не каждому это доступно - платное обслуживание. И только единицы могут заплатить, чтобы получить нормальное лечение. А остальной народ, естественно, остается вне обслуживания. Государство должно взять на себя социальную заботу своего населения. В нормальной стране все должно быть нормально. Медицинское страхование? Мы же пробовали внедрить его однажды? В нашем обществе пока страховые гарантии невозможны, по крайней мере, на данном этапе. Нужно немного подождать, пока устоится общество. Сколько мы платили, сколько у людей насильно забирали определенные сумму от зарплаты на медицинское страхование, и куда исчезли эти деньги, неизвестно. Ася Сулеева, режиссер: - Да, я не отказалась бы от бесплатного медицинского обслуживания. Для меня главное, чтобы врачи были квалифицированные и условия хорошие. Но что-то с трудом верится, что бесплатное обслуживание сегодня совершенно. Людей, которые способны оплатить услуги врача, немного. Сюда относятся и пенсионеры, и инвалиды, и так далее. Что касается страховки, то мне как-то не предлагали, я и не страховалась. По-моему, существуют какие-то льготы на лекарства при медстраховании? Но вообще-то, я не против. Хаким Булибеков, поэт: - Я категорически против того, чтобы было “или-или”. Должно быть и то, и другое. Государство должно взять на себя бесплатное медицинское обслуживание. Я лично не хожу в платное отделение. Да и в бесплатное тоже, в принципе, не хожу. У меня друзья-медики, чем могут, тем и помогают. Подготовила Ассоле Альфанн
Ведущая полосы Ирина Гайкалова
|