Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Возрождая традиции Мария Жумагулова, искусствовед Любители фольклорной музыки оценили появление музыкального клипа “Гульдарай”, который более полувека не звучал в эфире (первой исполнительницей была Рабига Есимжанова) Подкупает точная интонация, характер исполнения, сильный выразительный голос Гульбаршин Тергеубековой. Тонкое знание забытой природы народной песни, специфики ее звучания прекрасно вписывается в канву народной песни со всеми ее этнографическими тонкостями. Ее грациозная посадка в седле покоряет своей естественностью. Надобность в дублерах совершенно отпадает. Она прекрасная наездница, уверенно справляется с английским скакуном, потомком знаменитого Талисмана, бессменного призера самых престижных скачек. Гульбаршин знает народную жизнь изнутри. Кроме того, зрителей интригует неадекватная ситуация, чисто европейская внешность певицы, чему есть простое объяснение: родилась Гульбаршин в интернациональной семье (мама - немка, папа - казах). Но так сложилось в доме Гульбаршин, что приоритетным стало казахское воспитание, которому Фрида-апай сразу последовала и стала общепризнанной образцовой келин на селе. Гульбаршин культивировала в себе знание народных традиций: покоряет ее образная казахская речь, пересыпанная колоритными фразами, метафорами, иносказательностью. Гульбаршин изначально определилась в своих пристрастиях. Она получила музыкальное профессиональное образование - закончила училище по классу домбры и консерваторию по классу народного пения. Она до конца предана этому жанру. “Я не хочу размениваться ни на что другое, хотя это мог быть и более легкий путь к популярности. Народная песня у меня в крови. Сейчас на фоне расцвета шлягера чувствую собственную ответственность за сохранение народной песни”. Гульбаршин постоянно в поиске. У нее довольно большой репертуар, в котором значительную долю составляют неизвестные и малоизвестные народные песни. Ее привлекают произведения, довольно редко исполняемые из-за сложности вокала. Она свободно ориентируется в отличительных особенностях и традициях фольклорного творчества каждого региона Казахстана. Безусловное предпочтение отдает Гульбаршин песенному наследию Сары-Арки, которое сопровождало ее с колыбели, если не сказать еще раньше... Ведь любовь к народному жанру заложена в ней генетически. Ее прабабушка Атыгай-апа была известной певицей в Центральном Казахстане, в свою очередь, брат которой - Мухамедияр - вместе со знаменитой певицей Майрой Уали-кызы участвовал в творческих состязаниях на исторической Кояндинской ярмарке. Дед же дружил с известным в степях Сары-Арки акыном Мади. Сколько себя помнит Гульбаршин, столько в ее семье звучала песня. Поет она с пяти лет. Уже тогда аксакалы, первые солидные ценители и благодарные слушатели, благословили ее и пророчили большое будущее. Особое место в ее репертуаре занимает сложное по вокалу произведение Биржан-сала “Жалгыз арча”, требующее сильного голоса, большого диапазона, особого профессионализма. Отец Гульбаршин, Ибрай-ага, большой ценитель пения, серьезно отнесся к увлечению дочери. Он был первым ее строгим наставником, акцентируя внимание на артистизме и выразительности исполнения, формировании индивидуальности манеры подачи народной песни. Именно желание сохранения и возрождения казахского музыкального фольклора побудило певицу взяться за нелегкую идею создания клипов. Ибо привлечение современных технологий может в какой-то мере способствовать популяризации народного жанра. Известного аранжировщика, композитора Артыка Токсанбаева покорил редкий певческий талант Гульбаршин, поистине архаическое, в хорошем смысле этого слова, раритетное звучание голоса. Не так много слов в песне “Гульдарай”, но каждое - на вес золота, ибо в них притягательная красота казахской иносказательной речи.
|