19 марта 2004
№ 11 (303)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Мир 

ЕВРОПЕЕЦ В АЗИИ

Ботагоз Сейдахметова

На прошлой неделе Казахстан в рамках визита в страны Центральной Азии посетил член Европейской комиссии Кристофер Паттен, ответственный за международные отношения.
Надо отметить тот факт, что этот визит является первым с 1996 года, когда регион посетил Ханс Ван Ден Броек и отношения между странами региона и Европейским союзом за этот период только укрепились

С первыми государственными лицами, а также представителями НПО в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане обсуждались вопросы двусторонних отношений, борьбы с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков. Европейцев традиционно волнуют проблемы соблюдения прав человека в нашем регионе и следующий за ним вопрос необходимости ускорения политических и экономических реформ.
Кристофер Паттен уверяет, что Центрально-Азиатский регион для Европейского союза является наиболее интересным и обширным рынком. Пожалуй, это единственная реальная задача, для решения которой высокий гость и посетил Центрально-Азиатский регион, о стратегической важности коей так часто говорят западные дипломаты.

Кристофер Паттен: “Нужно активизировать экономическое сотрудничество”

Впрочем, экономический фактор встречи взаимный. И в частности, Казахстан среди прочих наиболее заинтересован в решении вопроса о вступлении страны во Всемирную торговую организацию. Поддержка Европейского союза здесь более чем уместна. Прежде всего по той тривиальной причине, что европейский рынок к первому мая этого года официально расширится до самых границ бывшего Советского Союза и станет реальным конкурентом американскому и российскому рынкам.
Еще в 1992 году Европейская комиссия через ряд организаций, таких как ТАСИС (техническая помощь), ЭХО (гуманитарная помощь) и Программа продовольственной безопасности, предоставила помощь странам Центрально-Азиатского региона на сумму один миллиард евро.

Казахстан
По мнению г-на Паттена, Казахстан может быть важным партнером для Европы, важно только, “чтобы вы поддерживали те же ценности, что и мы”.
1 июля 1999 года вступили в силу соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном в сфере политических, экономических и торговых отношений. С декабря прошлого года подобные переговоры ведутся с Таджикистаном.
Отношение к заявке о председательстве Казахстана в ОБСЕ в 2009 году, согласно ответу европейского гостя, пока еще не имеет четкой линии, потому как заявку начнут официально рассматривать только в 2006 году. А пока “в этом году Бельгия будет председательствовать в ОБСЕ. Для того чтобы быть стоящим кандидатом, правительство Казахстана должно продемонстрировать, что оно привержено принципам ОБСЕ и также должно обязательно прислушиваться к ОБСЕ. Например, если ОБСЕ дает какой-то совет в плане законодательства по СМИ или выборам, то нужно обязательно быть в этом плане очень внимательным к мнению ОБСЕ. И лучший способ продемонстрировать для Казахстана, что это на самом деле серьезная заявка на председательство, - надо вести себя так, чтобы быть примером для стран-членов ОБСЕ и использовать это далее”, считает Кристофер Паттен.
На вопрос журналистов, что будет, если Казахстану откажут в этой заявке, и не ослабит ли это роль ОБСЕ в странах Центральной Азии, Кристофер Паттен ответил: “Я не думаю, что кандидатура Казахстана будет отклонена. Я сам не верю в это”.
“ЕС поддерживает любые усилия региональной экономической интеграции, - так он ответил на вопрос об отношении Европейского союза к попыткам интеграционных союзов внутри стран Содружества, в частности, ЕврАзЭС. - Я думаю, что вы высоко оцените тот факт, отчасти из-за нашей собственной природы. В мировых рамках мы пытаемся оказать поддержку”. В качестве примера он привел Южную Америку и Индию. При этом он признался, что “есть одна озабоченность - это не тот прогресс, который мы хотим видеть сейчас на уровне экономического сотрудничества, а напротив, отсутствие должного прогресса в экономическом сотрудничестве. Это как раз фактор нашей озабоченности. Сейчас сложно достигнуть равного уровня. Очень важно, чтобы все правительства осознавали это. Уровень сотрудничества должен повышаться”.
Кстати, это практически первый раз, когда на официальном уровне европейский чиновник признается, что Запад таки начал уходить от примитивного подхода к Центральной Азии по принципу “пяти станов”. Он отметил, что Казахстан в этой пятерке значительно отличается не только по уровню экономического развития, но и ее темпам. Европейский союз намерен использовать в целом лучшую ситуацию в Казахстане, так же как и сам Казахстан для более глубокого сотрудничества по партнерству. “Мы хотим, чтобы те деньги, которые мы тратим в рамках программы ТАСИС, направлялись на решение тех конкретных задач, которые пойдут на создание малых предприятий здесь в Казахстане”.
Внутри самого Европейского союза уже на уровне переговоров с кандидатами на членство в союзе возникали политические противоречия. К примеру, принятие Единой европейской конституции в конце прошлого года было сорвано из-за противоречия в вопросе о количестве собственных представителей в составе Европарламента. Эти внутрисоюзные противоречия могут стать еще более болезненными в связи с расширением ЕС на Восток. Не говоря уже о недовольстве России, границы которой на Западе будут проходить со странами ЕС.
У европейского чиновника свой взгляд на эту проблему. Скорее - ее отсутствие. “ЕС, который начался с 6 стран-участниц, а через 6 недель всего будет 25 членов, а Болгария и Румыния присоединятся в 2007 году. Также скоро присоединятся пять стран Западно-Балканского региона. А также я надеюсь, что Турция тоже станет членом Европейского союза. Мы живем в мире, когда люди говорят о Европе, а на самом деле говорят о ЕС. Почти каждое государство Европы уже является, или готовится стать, или хочет стать в будущем членом ЕС. Создает ли это в рамках политических организаций институциональные проблемы? Да, конечно. Хотим ли мы занижать эти последствия? Может быть, да. Я думаю, что касается расширения, до сих пор, можно отметить, мы встречаем здесь эти проблемы с достаточным оптимизмом. Но я думаю, что у нас в целом должно быть лучшее политическое партнерство и для Казахстана, и Центральной Азии, потому что они для нас станут большим рынком - 2,5 миллиарда евро. Здесь мы также будем развивать наши отношения с Казахстаном и существующими европейскими странами - членами ЕС. В связи с расширением ЕС будут преимущества и для Казахстана”.

Таджикистан
В период с 1991 по 2001 год для преодоления гуманитарных, экономических и социальных последствий гражданской войны в Таджикистане Европейская комиссия выделила сумму в 370 миллионов евро.
ЕС и ОБСЕ будут внимательно следить за ходом парламентских выборов в Таджикистане, которые запланированы на февраль 2005 года. Европа надеется “на свободные и честные парламентские выборы, которые послужат позитивным сигналом для ЕС и международного сообщества”.
Кроме того, на Западе приветствуется реформирование банковского и сельскохозяйственного сектора в Таджикистане как метод борьбы с главной проблемой государства - бедностью.
Что касается торговых отношений, то доля экспорта ЕС в Таджикистан составляет сумму в 32 миллиона евро (это в основном оборудование), а импорта (текстильная продукция) - 68 миллионов евро.

Кыргызстан
По программе продовольственной безопасности для Кыргызстана было выделено более 100 миллионов евро. Поддержка направлена на наиболее незащищенные слои населения страны.
Именно здесь наиболее ярко представлены программы помощи от ТАСИС по снижению бедности в Южно-Баткентской области. Это 3 миллиона евро в год. Кроме того, в Кыргызстане активно работают проекты европейской инициативы в области демократии и прав человека.
Аэропорт Манас, предоставленный страной в качестве базы для сил антитеррористической коалиции, отмечен ЕС как важный вклад в борьбе с международным терроризмом.
Между тем, по мнению Европейской комиссии, борьба с коррупцией в Кыргызстане требует более согласованных действий.

Узбекистан
В отношении Узбекистана Европейский союз надеется, что узбекская экономика сможет стать более открытой для инвесторов. В частности, было отмечено, что Узбекистан подписал статью восьмую Международного валютного фонда, который позволяет добиться полной внешней конвертируемости национальной валюты - сума. Но прямые европейские инвестиции остаются все еще слабыми.
Однако торговые отношения Узбекистана со странами ЕС довольно стабильные. Узбекистан занимает 76-е место среди экспортеров в ЕС. Это товары текстильной промышленности и золото. В свою очередь ЕС импортирует машины и транспортное оборудование.
С 2002 года Узбекистан стал крупным получателем технической помощи от ЕС. В области энергетики работает программа ТАСИС “Иногейт” - Межгосударственная транспортировка нефти и газа в Европу. В области транспорта - “Трасека” - транспортный коридор Европа - Кавказ - Азия.

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп