19 марта 2004
№ 11 (303)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Смотри в оба 

Делать жизнь с него...

Георгий Афонин

Закономерности и парадоксы - такова природа творчества и, конечно, кино. Сняв несколько документальных картин о знаковых фигурах современности, режиссер Александр Головинский работает сегодня сразу над тремя проектами, каждый из которых станет достойной страницей в кинолетописи современной жизни

Играем Чехова...
Последний проект студии “ИКС-Б” не случайно тематически и сюжетно связан с театром.
14 ноября 2003 года Русский драматический театр им. Лермонтова отметил 70-летний юбилей, а 11 февраля того же года патриарху казахстанской сцены Юрию Померанцеву исполнилось 80 лет, пятьдесят из которых он отдал театру.
Идею создать театральное кино “через Померанцева” поддержал Рубен Андриасян, который ставил пьесу “Иванов” по Чехову, и пять месяцев съемочная группа буквально жила в театре, наблюдая за репетициями, гримом, установкой декораций...
К камере, микрофону и свету актеры привыкли быстро, так что необходимая доля документальности, спонтанности появилась в кадре практически сразу. Причем с самого начала было оговорено, что снимать им будет позволено все, в том числе и творческие разногласия. Каждый съемочный день начинался с установки камеры и знаменитого режиссерского “начали” и заканчивался в гримерке Померанцева, где, снимая грим и “отходя” от роли, актер подводил своеобразные “итоги дня”. День проживается на сцене как год, как целая жизнь...Но именно так живет и играет Померанцев. В процессе съемок родилось и название для фильма - “Играем Чехова”.
- Я думаю, - говорит Александр Головинский, - этот фильм будет из цикла “Делать жизнь с кого”. Таких студия “ИКС-Б” выпустила уже несколько: о хирурге Мухтаре Алиеве, писателе Калтае Мухамеджанове. Кино о Померанцеве, играющем Чехова, должно стать не менее интересным.
Замечательным оператором Валерием Захаровым отснято более 14 часов уникального материала. И имея поистине фантастическую возможность выбора и простор для творческого монтажа, Александр Головинский сделал 50-минутный фильм, в котором все режиссерские ходы и находки, детали и монологи воссоздают перед зрителем историю театра, отраженную в судьбе одного актера. Фильм получился “мускулистым”, по-театральному афористичным, однако завершить проект пока не получается. Причина банальная - нет средств. Ведь кино снималось на деньги студии. А обещанная ранее спонсорская поддержка, без которой режиссер не решился бы снимать такой фильм, так и осталась обещанием... Полгода жить в театре, снять 14 часов тревоги, радости и самоотверженного труда, чтобы получилось 50 минут. Те самые 50 минут, которые зритель может так и не увидеть...
Я считаю, что такого документального кино, где полностью снят весь процесс, у нас еще не было. Речь не о качестве работы, а о подходе к ней. Можно спорить с трактовкой фигуры Шабельского с точки зрения театральной, но нельзя не поразиться полноте жизни в фильме. История актера предстает в нем впервые на нашем экране как жизнь человеческого духа, а не как биография.

Расул Гамзатов и Александр Головинский в окружении творческой группы

Дорогой мой
троллейбус...

Неистощимый на выдумки Головинский говорит, что сам ровным счетом ничего не придумывает - жизнь подкидывает такие сюжеты, только успевай их оценить. К примеру, сейчас по улицам Алматы ездит обычный с виду троллейбус, который на самом деле - главный герой нового фильма, снимаемого студией “ИКС-Б”. Фильм так и называется - “Дорогой мой троллейбус”. В нынешнем году алматинскому троллейбусу исполняется 60 лет. Казалось бы - ничем не примечательная юбилейная дата, каких много. Но Александр Головинский предложил сюжет, написал сценарий, и получилась история города глазами современника. На “роль” этого самого современника, читающего текст “от автора”, приглашен народный артист РК, хореограф Булат Аюханов. Это он сядет в троллейбус и поедет на нем “куда провода приведут”, попутно рассказывая интересные истории из жизни Алматы. Конечно, будут остановки и пассажиры, каждый со своей историей, судьбой, неразрывно связанной с нашим городом, конечно, в картине будет кинохроника - 5 минут найденных в архиве съемок сороковых годов прошлого века. Создателям фильма показалось глубоко символичным, что первое появление троллейбуса в нашем городе было связано с кино, вернее, с эвакуированными в 1941-м кинематографистами, ВГИКом, “Мосфильмом”. Спустя 63 года на него вновь обратил внимание объектив камеры, уже как на юбиляра.
Кто-то, может, скажет: нашли о чем снимать кино - о троллейбусах. Вещь, мол, привычная, обыденная, никому не интересная...Мелкотемье. Но как справедливо считает Александр Головинский, мелких тем для настоящего художника нет. Мы не снимаем кино о китобоях или метрополитене. Но у нас есть свое, родное. Задача же, за которую взялся режиссер, представляет немало и чисто технических трудностей. К примеру, все диалоги будут “писаться” синхронно, в движущемся троллейбусе, а значит, будут проблемы со звуком. Но это не пугает режиссера. Он обещает “букет из образов”. И как всегда, у него - историю в истории. Премьера фильма приурочена к 150-летию города, которого в кинохронике запечатлено до обидного мало. Творческая группа студии пытается этот пробел восполнить.

Вместе с Чингизом Айтматовым

От рассвета
до рассвета

Идея серии фильмов “Прогулки по Алма-Ате”, которая, как считает режиссер, достойна быть героиней повестей, песен и, конечно, фильмов, пришла Александру Головинскому давно. Студия “ИКС-Б” разработала сценарный план телесериала из расчета двух получасовых передач в месяц. У предполагаемых “прогулок” уже есть свой маршрут, а главное - гиды: Алибек Днишев, Анатолий Кельберг, Булат Аюханов, Карл Байпаков. Круг общения с миром Алма-Аты, восприятие города как центральноазиатского культурного мегаполиса сквозь призму видения таких личностей, безусловно, придает “прогулкам” особый аромат. Мир музыки, поэзии, танца будет сопровождать зрителя в его удивительных путешествиях по городу, а в каждой - истории гидов и краеведов, рассказанные старожилами и “раскопанные” в архивах. Ботанический сад и резиденция президента, галерея Кастеева и старое кладбище, парки, фонтаны, улицы, дома, театры и дворы... Особое место - монументальной скульптуре в ракурсе “кто где стоит и с кем “пересекается”. Ведь улицы в нашем городе в большинстве своем расположены перпендикулярно, так что почти все памятники при внимательном рассмотрении “смотрят” друг на друга поверх вечной городской суеты.

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп