19 марта 2004
№ 11 (303)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Исследования 

Полоса безопасности

Галина Наумова

Безопасность на дорогах - одна из актуальнейших проблем нашего времени. Вопрос о том, кому сейчас страшнее находиться на дорогах - автовладельцам или пешеходам, стал риторическим. Водители гоняют по вчерашним дорогам на завтрашних машинах с послезавтрашней скоростью. В сводках криминальных программ постоянно мелькает страшная аббревиатура ДТП. Ежедневно, ежечасно на наших дорогах сталкиваются машины. Люди получают травмы, погибают...

По отчетам Всемирной организации здравоохранения, смертность на дорогах находится на 4-5 месте, уступая лишь таким причинам человеческих смертей, как рак и наркомания. В той же Европе при отличном качестве дорог и их великолепном инженерном обслуживании ежегодно гибнет около 42 тысяч человек. Травмы различной степени тяжести получают около 3,5 миллиона людей. По расчетам Европейского Совета транспортной безопасности (ETSC), ущерб от аварий на дорогах составляет примерно 160 миллиардов евро. США оценивают социально-экономические издержки от столкновений в 18 миллиардов долларов, Россия - в полтора миллиарда долларов. По оценкам специалистов, на национальном уровне ДТП приводят к экономическим потерям, составляющим от 1 до 3 процентов от валового внутреннего продукта страны.
По данным только Министерства здравоохранения Казахстана, ущерб, наносимый республиканскому бюджету дорожно-транспортными происшествиями, составляет около 60 миллионов долларов в год. На дорогах страны ежегодно гибнут до четырех тысяч человек, еще около 20 тысяч получают травмы.

Больше света
Причина большинства столкновений, по мнению ученых, кроется в человеческом зрении. Дело в том, что в ночное время зрительные способности составляют лишь 1/20 от способностей, которыми человек обладает в дневное время. Через каждые 13 лет жизни любому из нас требуется вдвое больше света для того, чтобы видеть в темноте. Например, 46-летнему мужчине нужно на 400 процентов больше света, чем 20-летнему парню. Соответственно, возрастает и риск аварий.
Ряд зарубежных стран еще в прошлом веке задумался над тем, как снизить количество дорожно-транспортных происшествий ночью. Ведь больше половины аварий происходит именно в темное время суток. В столкновениях с крупногабаритными грузовиками гибнет огромное число людей.
Выход из сложившейся ситуации оказался прост, но гениален. Грузовые автомобили оклеили специальной световозвращающей отражающей лентой. Это специальная самоклеящаяся пленка желтого цвета с алмазным покрытием, шириной от 50 до 60 миллиметров. На расстоянии километра она отражает свет фар других автомобилистов и предупреждает о том, что они приблизились к крупногабаритному авто (кстати, пленка различима даже под слоем пыли и грязи). Ведь в темное время суток автоприцепы без ленты невидимы для других участников дорожного движения до тех пор, пока не оказываются в опасной близости от них.

Тест на прочность
Как и любое нововведение, световозвращающую отражающую ленту испытывал ряд стран. В 90-х годах прошлого века ее тестируют в США, Голландии, Германии и других странах. В качестве эксперимента световозвращающим материалом маркируют несколько тысяч машин в каждой стране.
Профессор Ромп из германского университета TUV проводит анализ и констатирует факт, что световозвращающая отражающая маркировка контура грузовиков сокращает экономические издержки на последствия аварий в пределах Европы на один процент. Это означает, что Германия может ежегодно предотвращать до 600 аварий грузовиков, 1000 случаев получения травм и 65 смертельных случаев.
Исследования Дармштадского университета (Германия) проводились в течение двух лет. В эксперименте принимали участие 850 грузовиков, оклеенных контурной маркировкой. В итоге число столкновений с задней стороны автотранспортных средств снизилось на 41 процент и на 37 - с боковой стороны.
В США двухлетняя эксплуатация 2000 маркированных грузовых автомобилей показала число снижения ДТП с их участием в ночное время на 21 процент и на 16 процентов - в дневное.
Институт дорожной безопасности России в различных городах в течение трех лет отслеживал движение 4740 единиц автопоездов, автобусов и грузовиков, из которых третья часть была отмаркирована световозвращающим материалом. За все это время в аварии попали 1822 автомашины - их контуры не были обозначены пленкой. А вот авто, оклеенные лентой, стали участниками ДТП всего 8 (!) раз. Таким образом, число аварий сократилось в 150 раз. В ДТП, совершенных неотмаркированными автомобилями, погибло 50 человек. Более двух тысяч получили травмы. В то время как в авариях с маркированными автомашинами не было ни одного летального исхода и только пять человек получили травмы.
Исследования, проведенные в ряде европейских стран и США, подтвердили, что контурная маркировка позволяет сократить число ДТП в ночное и сумеречное время в 30 и более раз. А по российским исследованиям (качество их дорог и условия эксплуатации транспорта схожи с казахстанскими), более чем в 150 раз.

Казахстанская
маркировка

В нашей стране еще в прошлом году началась реализация национальной кампании по контурной маркировке автотранспортных средств световозвращающим материалом. Внедрение маркировки стало результатом исследований НИИ транспорта МВД Казахстана. В течение 1999-2001 года институт предлагал принять стандарты европейской нормы ООН №104, уже действующие на тот момент в России, Белоруссии, США и европейских странах. В 2002 году стандарт был принят, и теперь наша страна гармонизировала свою нормативно-правовую базу не только с Россией, но и с Евросоюзом. Согласно постановлению правительства за №1329 от 19 декабря 2002 года в первом полугодии 2003 года в республике должны были быть промаркированы автомобили, перевозящие опасные грузы. Во втором полугодии - грузовые авто, тягачи, прицепы, полуприцепы, за исключением тех, разрешенная масса которых не превышает 3,5 тонны. Во втором полугодии 2004 года начнется маркировка пассажирских автобусов, а в 2005 году - маркировка автомобилей, находящихся в собственности государства.
Программа маркировки не только уменьшит ущерб экономике нашей страны, но сохранит жизни казахстанцев.

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп