Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Без суда и следствия Светлана Грибанова Несовершенство судебной системы Казахстана вынуждает искать новые пути решения конфликтов. Общественный фонд “Национальная лига потребителей” предложил ввести в республике так называемую медиацию (не путать с медитацией) - способ урегулирования споров без вмешательства суда. Главным лицом при этом становится не судья, а медиатор - нейтральный человек, владеющий навыками примирения противников По словам председателя лиги потребителей Светланы Савченко, внесудебная практика разрешения конфликтов оправдала себя во многих странах мира - в США, Австралии, Аргентине. Причем таким способом можно решить не только мелкие споры, например, между потребителем и компанией, оказывающей какие-либо услуги, или между двумя предприятиями, но и на более высоком уровне, вплоть до международных конфликтов. Медиаторы в таких случаях выступают в качестве миротворцев. Как говорит Светлана Савченко, такой способ разрешения конфликтов имеет несколько преимуществ. Одно из самых важных - сохранение отношений между людьми и компаниями, что вряд ли возможно при судебном разбирательстве. Бывает ведь и так, что до появления конфликтной ситуации два предприятия в течение нескольких лет связывало доброе партнерство. Поэтому ни одной из сторон не хочется, чтобы в их спор вмешивались судебные органы. Разрешение конфликта без вмешательства суда для них наилучший выход из ситуации. Тем более что сам процесс медиации дает возможность понять предмет конфликта, найти точки соприкосновения, подтолкнуть оппонентов к взаимопониманию. Немаловажным обстоятельством является и желание сэкономить на судебных издержках. По словам председателя лиги, даже начинающий адвокат, представляющий интересы одной из сторон в суде, за свои услуги берет минимум 200 долларов. И еще один аргумент в пользу этого метода: можно прийти к соглашению, которое устроит все стороны. Суд, как известно, подобных компромиссных решений не принимает. К тому же с самой системой правосудия у нас связаны негативные эмоции. Процесс - это всегда нервотрепка, скандал, грязь, которой поливают друг друга истец и ответчик. Иногда известные компании, дорожа своей репутацией, предпочитают не обращаться в суд. Нужно учесть еще и наши отечественные особенности судопроизводства. По словам Светланы Савченко, разбирательство может длиться в течение недель и даже месяцев. Например, на сегодня у лиги потребителей накопилось более 300 судебных исков, по которым так и не приняты решения. Очень часто делом занимается судья, который плохо ориентируется в законодательстве. Усугубляет картину непрофессионализм судебных исполнителей, которые, говорит г-жа Савченко, даже не знают процедуру ареста счета. Лига потребителей подготовила 23 медиатора. Центры посредничества открыты в Алматы, Астане, Атырау, Актобе, Усть-Каменогорске и Талдыкоргане. P.S. Очень важный момент, как выйти на медиатора. Светлана Савченко рассказала, что у Национальной лиги потребителей есть свой журнал, а также интерактивный сайт - www.potrebitel.kz, где вы найдете номера горячих телефонов и всю информацию, касающуюся деятельности лиги потребителей, задать вопрос и в течение недели получить на него ответ. Кроме того, в рубрике “Чистые ли у вас руки?” постоянно размещается информация о недобросовестных компаниях, которым не стоит доверять.
|