19 марта 2004
№ 11 (303)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Культура 

Рапсодия для меломана

Дана Бекмагамбетова

Многообразие оттенков, вызванное сменами ритмов - от резкости до изящества, от кокетливости до грациозности, от шутливости до вызова, было раскрыто и исполнено выдающимися музыкантами страны на вечере классической музыки

В Государственном академическом театре оперы и балета имени Абая выступили два музыкальных коллектива: Уральский филармонический оркестр, созданный Маратом Бисенгалиевым, и камерный оркестр “Cocertone”, созданный дирижером Аланом Бурибаевым.
Всемирно известное творение Бетховена, заключающее в себе страдания и ликование, немощность и могущество, - красивая мелодия, написанная им к знаменитой поэме Гете “Эгмонт”, послужило открытием вечера.
Идеалы свободы, независимости и всеобщего человеческого счастья лежат в основе этого произведения. Известно, что “Эгмонт” не сразу вдохновил великого композитора. Поводом написания музыки для творения Гете, творчеством которого Бетховен всегда восхищался, стал заказ из театра. Однако содержание этой трагедии, наполненной горечью и болью целого народа, смогло увлечь и овладеть его талантом. Она отражает радикальные взгляды молодого Гете. В ней переплетаются сцены глубокого несчастья побежденных и безрассудство завоевателей.
Внимание Гете привлечено историей героической борьбы нидерландского народа за освобождение от испанского ига. Поэтому ритмы музыки Бетховена к поэме то обрывисты, то пронзительны, то победоносно торжественны. В них противоборствуют два мотива, два образа. Мотив испанской музыки и тихие угнетенные ноты побежденного народа.
Но есть также еще один главный, не сразу узнаваемый образ заступника-героя полководца Эгмонта. Он восстал против деспотизма испанского короля Филиппа II и был казнен в Брюсселе наместником герцогом Альба. Это боль слабеющего народа, которую передают струнные и деревянные - все инструменты оркестра, словно сами страдая, медленно замирают, но... Мощный взрыв, всплеск эмоций, воинственные звуки издаются в зале. Это наступила зловещая радость, которая все ширится и ширится, переходя к подъему и возвещая близкую победу противника. Весь оркестр будто переходит в движение, выдавая торжество испанских угнетателей. Так увертюра Бетховена подходит к концу, заканчиваясь победной симфонией. Последние ритмы заглушают остальные еле уловимые ноты, и слышна только победа, победа, победа!

После напряженной игры музыкантов, отражавшей борьбу народов, первая часть Второго фортепианного концерта Сен-Санса привела к спокойствию и умиротворению. Два оркестра с дирижером Аланом Бурибаевым и солистка Гаухар Султанова исполняли нежный романс или просто песню без слов. То, что неодобрительно было воспринято публикой во времена Камиля Сен-Санса, но стало одним из самых популярных его творений. В этой мелодии присутствует фарс, воображение и даже юмор.
Первая часть соединила в себе то, что может показаться совершенно несоединимым. Первые звуки крайне близки особенностям мелодий Баха. Затем ноты принимают убыстренный темп, бурные ритмы набирают обороты и сменяются выразительным исполнением солирующего фортепиано. Такой переход позволяет воспринять следующие - вторую, скерцо и третью - части концерта. Они как продолжение друг друга или одно целое - радостные, веселые, смелые и изящные. Это один из шедевров шутливо-грациозной французской музыки. Скерцо лишено сложностей и заунывности. Идеальный расчет звучности фортепиано и оркестра позволяет ему быть непринужденным и в меру шаловливым. Впрочем, как и финальной части, где будто вырисовывается картина народного праздника, стремительная тарантелла.
Заключительным концертом вечера стал двойной концерт Феликса Мендельсона для скрипки, фортепиано и струнного оркестра. Дирижировал обоими оркестрами, как и прежде, Алан Бурибаев, аккомпанировала на фортепиано Гаухар Султанова, а на скрипке играл Марат Бисенгалиев. Кстати, последнего мировая пресса причислила к десятке самых лучших скрипачей мира. Они исполняли концерт, состоящий из трех частей. Музыка гармонии, прекрасная и чистая, сменила бурные звуки предшествующей тарантеллы. Мелодия то ласковая и веселая, то тихая и нежная - адажио, то жизнерадостная и необыкновенная завершила этот великолепный вечер классической музыки. Он сумел не только соединить два именитых оркестра, но и воплотить мечту музыкантов - оставить в памяти алматинцев неизгладимое впечатление от прошедшего концерта. Действительно, такое блестящее исполнение изумительных творений великих композиторов невозможно не выделить, не насладиться им, невозможно не порадоваться за музыкантов страны.

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп