19 марта 2004
№ 11 (303)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Культура 

Степной вестерн

Сауле Ынтыкбаева

Ровно пять лет назад на сцене Казахского государственного академического театра драмы имени М.Ауэзова состоялась премьера спектакля “Крутится-вертится”.
Это первая работа независимого театрального проекта “Wilde Wuste/ Дикая пустыня”, который возник весной того же года. Спектакль имел большой успех, и теперь спустя годы Немецкий драматический театр осуществляет показ изначальной версии постановки с прежним музыкальным сопровождением

“Крутится-вертится” поставлен по мотивам пьес трех авторов: Джорджа Табори “Вейсман и Краснолицый”, С.Носова “Дон Педро” и Олега Богаева “Русская народная почта”.
Спектакль идет на русском, казахском, немецком языках и идише с синхронным переводом на немецкий язык. Сценарист и режиссер - Виктор Немченко, художник-постановщик - Айгерим Бекмухамбетова. В саундтреке к спектаклю была использована композиция “Дорога” группы “Аукцыон”.
...Дует ветер. По пустыне медленно катится перекати-поле. Неподалеку степь. Жалостно скрипит указатель на деревянном столбе.
Именно таким образом оформлена сцена Немецкого театра, где для создания иллюзии пустынной местности потребовалось несколько тонн песка. Здесь редко бывают люди.

Этот уголок Средней Азии еще не тронут цивилизацией, поэтому природа здесь девственно чиста и не загрязнена выхлопными газами от вечно спешащих машин. Дело в том, что транспорт для этой безлюдной местности - большая редкость. За исключением случайно заблудившихся путешественников.
Так, ориентируясь по глобусу и солнечным часам, вдовец Арнольд Вейсман (Виктор Немченко) и его немного отсталая в развитии дочь Рут (Лариса Ивлева) оказались теми случайно заблудившимися путниками, чей автомобиль наотрез отказался двигаться дальше. Рут - “жемчужина любви к ближнему, Роза Шарона, почитательница всего живого, включая тараканов и верблюжьи колючки” - как любил представлять ее папа.
Отец и дочь держат курс на Израиль, чтобы развеять на исторической родине прах матери Рут, путешествующий с ними в бутылочке. Но вместо этого они попадают на семьдесят пятый День рождения пребывающего в “степном одиночестве” Ахата Абаева. Ахат Нурланович давно пережил свою семью. Именно с него и начинается данный спектакль.
Несколько затянувшееся начало о том, как старик пишет письма к себе - якобы начальнику телевидения, от которых так и сквозит горечью и печальной ностальгией. Пенсии ему хватает только на бутылку водки и буханку хлеба, которой он ежедневно кормит голодных голубков.
“Сами говорите, что жить не на что, а хлебом разбрасываетесь” - с иронией прозвучат такие слова на “застолье”, устроенном в честь именинника. Все-таки как приятно увидеть и поговорить хоть с одним живым существом в этой степи-пустыне! Но это еще не все. Через несколько минут появляется последний участник представления - иностранец по жизни, иностранец даже у себя на родине - немец Ганс Мюллер. Он глубоко разочаровался и обманулся в любви, поэтому решает уйти из этого мира. Свои татуировки с именем предавшей его возлюбленной Ганс пытается очистить песком после неудавшихся попыток отмыть “Фэри”, “Кометом” и другими знаменитыми чистящими средствами.
Вот и встречаются Еврей, Немец и Казах! И тут начинается самое смешное. Описывать это очень трудно, потому что смешных моментов в спектакле много. Стоит сказать, что, кроме смеха, зритель испытает и жалость, и неприязнь, и много других различных эмоций. Вызвать столь разные чувства под силу только профессионалам. Следует подчеркнуть высокое актерское мастерство артистов Немецкого театра. Отдельная тема - музыкальное оформление.
По углам сцены расположились ангелы - музыканты (скрипка, гитара, ударные и виолончель) и своей мелодией создавали удивительную атмосферу, подстраивались под каждое настроение, успокаивая или, наоборот, концентрируя внимание на игре. К несчастью, композитор проекта Денис Шмарин был убит в мае 1999 года, и в его честь спектакль восстановлен в первом своем варианте с оригинальным составом актеров и музыкантов.
Конец этой трагикомедии печален. Ганс и Рут влюбляются друг в друга и хотят пожениться. У Вейсмана от этой мысли не выдерживает сердце. Он умирает. В итоге старик Абаев снова остается один в своей родной пустыне, бережно храня в платке стеклянный глазик покойной жены. Скоро он с ней соединится, а пока... Пока жизнь идет своим чередом. Наступит день, проснется ночь. “Крутится-вертится шар голубой”...

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп