Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Степной вестерн Сауле Ынтыкбаева Ровно пять лет назад на сцене Казахского государственного академического театра драмы имени М.Ауэзова состоялась премьера спектакля “Крутится-вертится”. Это первая работа независимого театрального проекта “Wilde Wuste/ Дикая пустыня”, который возник весной того же года. Спектакль имел большой успех, и теперь спустя годы Немецкий драматический театр осуществляет показ изначальной версии постановки с прежним музыкальным сопровождением “Крутится-вертится” поставлен по мотивам пьес трех авторов: Джорджа Табори “Вейсман и Краснолицый”, С.Носова “Дон Педро” и Олега Богаева “Русская народная почта”. Спектакль идет на русском, казахском, немецком языках и идише с синхронным переводом на немецкий язык. Сценарист и режиссер - Виктор Немченко, художник-постановщик - Айгерим Бекмухамбетова. В саундтреке к спектаклю была использована композиция “Дорога” группы “Аукцыон”. ...Дует ветер. По пустыне медленно катится перекати-поле. Неподалеку степь. Жалостно скрипит указатель на деревянном столбе. Именно таким образом оформлена сцена Немецкого театра, где для создания иллюзии пустынной местности потребовалось несколько тонн песка. Здесь редко бывают люди.
|
Этот уголок Средней Азии еще не тронут цивилизацией, поэтому природа здесь девственно чиста и не загрязнена выхлопными газами от вечно спешащих машин. Дело в том, что транспорт для этой безлюдной местности - большая редкость. За исключением случайно заблудившихся путешественников. Так, ориентируясь по глобусу и солнечным часам, вдовец Арнольд Вейсман (Виктор Немченко) и его немного отсталая в развитии дочь Рут (Лариса Ивлева) оказались теми случайно заблудившимися путниками, чей автомобиль наотрез отказался двигаться дальше. Рут - “жемчужина любви к ближнему, Роза Шарона, почитательница всего живого, включая тараканов и верблюжьи колючки” - как любил представлять ее папа. Отец и дочь держат курс на Израиль, чтобы развеять на исторической родине прах матери Рут, путешествующий с ними в бутылочке. Но вместо этого они попадают на семьдесят пятый День рождения пребывающего в “степном одиночестве” Ахата Абаева. Ахат Нурланович давно пережил свою семью. Именно с него и начинается данный спектакль. Несколько затянувшееся начало о том, как старик пишет письма к себе - якобы начальнику телевидения, от которых так и сквозит горечью и печальной ностальгией. Пенсии ему хватает только на бутылку водки и буханку хлеба, которой он ежедневно кормит голодных голубков. “Сами говорите, что жить не на что, а хлебом разбрасываетесь” - с иронией прозвучат такие слова на “застолье”, устроенном в честь именинника. Все-таки как приятно увидеть и поговорить хоть с одним живым существом в этой степи-пустыне! Но это еще не все. Через несколько минут появляется последний участник представления - иностранец по жизни, иностранец даже у себя на родине - немец Ганс Мюллер. Он глубоко разочаровался и обманулся в любви, поэтому решает уйти из этого мира. Свои татуировки с именем предавшей его возлюбленной Ганс пытается очистить песком после неудавшихся попыток отмыть “Фэри”, “Кометом” и другими знаменитыми чистящими средствами. Вот и встречаются Еврей, Немец и Казах! И тут начинается самое смешное. Описывать это очень трудно, потому что смешных моментов в спектакле много. Стоит сказать, что, кроме смеха, зритель испытает и жалость, и неприязнь, и много других различных эмоций. Вызвать столь разные чувства под силу только профессионалам. Следует подчеркнуть высокое актерское мастерство артистов Немецкого театра. Отдельная тема - музыкальное оформление. По углам сцены расположились ангелы - музыканты (скрипка, гитара, ударные и виолончель) и своей мелодией создавали удивительную атмосферу, подстраивались под каждое настроение, успокаивая или, наоборот, концентрируя внимание на игре. К несчастью, композитор проекта Денис Шмарин был убит в мае 1999 года, и в его честь спектакль восстановлен в первом своем варианте с оригинальным составом актеров и музыкантов. Конец этой трагикомедии печален. Ганс и Рут влюбляются друг в друга и хотят пожениться. У Вейсмана от этой мысли не выдерживает сердце. Он умирает. В итоге старик Абаев снова остается один в своей родной пустыне, бережно храня в платке стеклянный глазик покойной жены. Скоро он с ней соединится, а пока... Пока жизнь идет своим чередом. Наступит день, проснется ночь. “Крутится-вертится шар голубой”...
|