19 марта 2004
№ 11 (303)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Мнения 

Дадим шар земной детям?

Ирина Гайкалова

“Когда я вырасту, я надеюсь создать свою большую семью, но сейчас мне хочется найти настоящую семью, где я была бы любима”. Эта мечта Полины Арзамасовой, воспитанницы школы-интерната для детей-сирот №3 Алматы, и несомненно, мечта многих и многих детей-сирот. Надо сказать, что в Казахстане давно идет работа по постепенной реорганизации детских домов того типа, которые остались в наследство от бывшего Союза. Унифицированность должна уступить место индивидуальности, нестандартности подхода к каждому ребенку. На смену казенным учреждениям приходят детские деревни, патронат, опекунство, международное усыновление Dалее

    Блицопрос 

Ваше отношение к международному усыновлению: за или против?

Есенжол Алияров,
председатель Союза молодежи Казахстана:
Если рассматривать с точки зрения обеспеченности ребенка, это хорошее решение. Прекрасно, что вместо казенного детского дома он получит родительскую ласку и любовь. А если мыслить более глобально, это плохо. Мы теряем наше будущее. В Казахстане и без того существуют проблемы с демографической ситуацией. Не задавались таким вопросом: почему возникают детские дома? Может быть, потому, что нет достаточного воспитания наших девушек, их просвещения в области секса, семейных отношений. Нет условий для молодых матерей. В этом состоит корень многих социальных проблем, которые государство должно срочно решать. И мы, простые граждане, должны тоже задуматься над тем, чтобы как-то помочь бедным детям.

Аида Альжанова,
координатор программ Фонда народонаселения ЮНФПА ООН:
Трудно подсчитать, сколько в стране брошенных детей: тысячи, десятки тысяч. Мне кажется, международное усыновление - это их возможность стать счастливыми в этой жизни, даже если и не на родной земле. Конечно, существуют различные опасения, что их органы возьмут на продажу и так далее. В этом случае надо разобраться с системой законодательства, рассмотреть многие законы. Ведь когда ребята выходят из детских домов, интернатов, им часто некуда идти. Нет ни квартиры, ни родственников, которые бы обогрели и накормили. А усыновление - это шанс брошенным детям обрести новую семью, найти свое счастье.

Елена Попова,
директор художественной детской школы “Умай” имени Ж. Шарденова:
В семье ребенку, естественно, будет лучше. Обычно перед тем как передать ребенка в другую семью тщательно проверяют, кто их новые родители. Если есть доверие, то почему бы не позволить усыновить ребенка. А если существуют какие-то подозрения, то лучше усыновителей подыскать здесь, на родине. Или дети пусть остаются хотя бы в детских домах.

Гульшарбан Сабурова,
директор специализированной физико-математической школы-интерната
имени О.А. Жаутыкова:

К международному усыновлению я отношусь отрицательно. Так как я не знаю, что произойдет с нашими детьми на чужбине. Пусть тогда они останутся здесь, в домах ребенка, детских домах. Мне кажется, как бы хорошо ребенку ни было за границей, на родине все-таки будет лучше.

Бахытжан Канапьянов,
поэт:

Я даже не знаю. Как-то не задумывался над этим вопросом. Самое главное, чтобы ребенку были предоставлены хорошие условия. Если в нашем государстве не могут его воспитать, то пусть этим займутся в другом. Но связь с историческими корнями должна существовать!

Подготовила
Сауле Ынтыкбаева
 

Забота о детях не знает границ

Сегодня в Казахстане существуют разнообразные формы передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи. Среди этих форм можно выделить усыновление (национальное и международное), опеку и попечительство, детские дома семейного типа, детские деревни, патронат.
Форма международного усыновления до сих пор вызывает споры. Я могу сказать, что мы выступаем “за” международное усыновление детей-сирот, исходя из простой мысли: если иностранная семья способна дать ребенку все необходимое для нормальной жизнедеятельности, обеспечить ему достойное будущее, то нельзя лишать ребенка возможности получить эти блага.
По мнению специалистов, наиболее предпочтительной формой устройства ребенка при невозможности возврата в биологическую семью является передача на усыновление, под опеку родственникам или в замещающую семью, и патронатное воспитание. На этой форме я хочу остановиться подробнее.
Патронатное воспитание известно со времен античности. Особое распространение патронатное воспитание детей-сирот получило в Европе и США уже с середины XIX века.
В XX веке развитие патронатного воспитания шло быстрыми темпами с конца второй мировой войны. За два послевоенных десятилетия внедрение этой формы позволило повсеместно закрыть большие детские дома. Наибольшего успеха развитие патроната достигло в Великобритании. В СССР патронатное воспитание было введено в 1943 году. Однако позднее было заменено опекой. Сегодня в Казахстане в “Законе о семье и браке” законодательно закреплено положение об альтернативной форме семейного устройства - патронате. Однако в законах отсутствует финансовый механизм ее реализации. Этот вопрос еще требует внимания.
Что такое патронат? Патронатной мы называем такую семью, в которой короткое или длительное время воспитывается ребенок, оставшийся без родительского попечения. Патронатный воспитатель отвечает за жизнь и здоровье ребенка в период его проживания в семье. Орган опеки и попечительства несет ответственность за защиту прав и здоровья ребенка в течение всего времени нахождения ребенка в патронатной семье. Принципиальное отличие патроната от других форм устройства заключается в следующем. Усыновление и опека предполагают полную передачу ответственности по защите прав и представлению интересов ребенка усыновителям (бессрочно) и опекунам (до 18-летия ребенка). Передаются дети только с установленным юридическим статусом (под опеку передаются дети и без установления статуса, но и без выплаты пособий). Приемная семья также предполагает полную передачу прав на ребенка приемным родителям, но на основе договора, который устанавливает сроки и порядок. В Казахстане уже есть опыт патронатного воспитания и мы надеемся, что он найдет свое широкое распространение, что позволит решить проблемы воспитания детей-сирот, наполненности детских домов.

Шолпан Байболова,
исполнительный директор корпоративного Фонда “Аманат”
 

К детям - без фальши

Талгат Шалгимбаев,
директор Реабилитационного центра для трудных
подростков города Алматы:

В нашем центре находятся дети из детских домов (нарушители распорядка дня, “бегуны”, правонарушители), а также социальные сироты - подростки, которые попадают к нам из приемника-распределителя. В воспитательном отношении мы ничем не отличаемся от других общеобразовательных учреждений - у нас идет очень большая работа по восполнению знаний. Самая трудная проблема сегодня - это прохождение национального тестирования. Дело в том, что иногда к нам попадают молодые люди в возрасте 17 лет, которые не умеют ни читать, ни писать. Бывает, что и подростки читают по слогам, не могут усвоить программные материалы своего возраста и многое другое. Это дети с сильнейшей педагогической запущенностью, поэтому они требуют индивидуальной работы.
Проблемы наших детей не являются исключительными, и к этим детям не надо относиться с подозрением. Это обычные дети, которые требуют к себе повышенного внимания из-за того, что не смогли пережить “трудный” период своего взросления. Известно, что каждый ребенок испытывает трудности в подростковом возрасте. Кто-то переживает их без последствий, а кто-то не может выйти из критического возраста без посторонней помощи. В нашем реабилитационном центре, в первую очередь, мы помогаем подросткам интегрироваться в общество и изменить отношение общества к таким детям: оно должно быть совершенно адекватным, нормальным, чтобы никто не считал наших детей в чем-то неполноценными. Ведь как только ребенок чувствует подозрительное отношение, он снова замыкается в себе и не идет на контакт.
Мы стараемся, чтобы ребенок (или уже молодой человек) плавно перешел на самостоятельную жизнь, смог интегрироваться в общество, в рабочий коллектив. К примеру, сейчас мы проводим эксперимент совместно с фондом “Аманат”: 12 наших подростков параллельно обучаются на трехмесячных курсах различного профиля. Потом фонд поможет им трудоустроиться, мы также будем постоянно наблюдать за ними, помогать им работать в коллективе.
Наш филиал - это Дом юношества, где проживают выпускники, не имеющие своей жилплощади. В городе пять детских домов, а Дом юношества может вместить только девяносто человек. Хотелось бы, конечно, чтобы в этом отношении помогли частные учреждения, благотворительные фонды, взяли шефство над детьми-сиротами.
Я считаю, что сегодня приемлемы зарекомендовавшие себя в мире формы воспитания детей-сирот. В том числе и международное усыновление. Я полагаю, раз есть люди, которые болеют душой за сирот и имеют средства для этого, почему бы не дать им возможность усыновить. К сожалению, некоторые наши депутаты, даже воочию убедившись в благополучии усыновленных иностранцами детей, выступают против международного усыновления. Разумеется, надо учитывать, что с детьми могут произойти негативные случаи, но чтобы их не было, надо создать при консульствах небольшой отдел (пусть там будет один человек), который будет контролировать жизнь детей в той или иной стране. Эта проблема актуальна, но легко разрешима. Главное, надо заботиться о будущем детей и желать им только всего самого лучшего.

Полоса “Мнения”
содержит материалы, высказывания и оценки,
которые редакция не всегда разделяет
Ведущая полосы Ирина Гайкалова
Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп