Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Дадим шар земной детям? Ирина Гайкалова “Когда я вырасту, я надеюсь создать свою большую семью, но сейчас мне хочется найти настоящую семью, где я была бы любима”. Эта мечта Полины Арзамасовой, воспитанницы школы-интерната для детей-сирот №3 Алматы, и несомненно, мечта многих и многих детей-сирот. Надо сказать, что в Казахстане давно идет работа по постепенной реорганизации детских домов того типа, которые остались в наследство от бывшего Союза. Унифицированность должна уступить место индивидуальности, нестандартности подхода к каждому ребенку. На смену казенным учреждениям приходят детские деревни, патронат, опекунство, международное усыновление Однако если патронат и детские деревни активно внедряются в практику, то усыновление иностранцами казахстанских детей-сирот вызывает неоднозначную реакцию в обществе. Почему-то эта форма воспитания детей представляется сегодня одной из самых неудобных и подозрительных. Депутат Амангельды Айталы даже предлагал ввести мораторий на международное усыновление. Главный довод: мы никак не можем отследить судьбы детей, у нас нет для этого ни людей, ни инструментов влияния на усыновителей. Но почему-то эту не такую уж сложную проблему предложено решать мерами запретительными: в результате иностранные родители не найдут своих детей, а дети не обретут родителей, а значит, любовь, ласку, обеспеченное настоящее и будущее... О сегодняшних проблемах детских домов и воспитания детей-сирот, о проблемах усыновления - национального и международного - размышляют гости нашей полосы. Детский дом №2 города Алматы был открыт в 1990 году. Бессменный директор его Анжела Карасаева гордится своими воспитанниками и считает, что сегодня детские дома при поддержке государства и общественных организаций способны воспитать разностронне развитых, высокообразованных граждан республики.
|
- Международное усыновление - это сложный вопрос. Хочу в этой связи рассказать случай: буквально на прошлой неделе приезжала гражданка Америки, которая хотела усыновить двенадцатилетнюю девочку. Мы пригласили эту девочку, рассказали ей суть дела. Реакцию ребенка надо было видеть! Глаза ее наполнились слезами. “Я там умру от тоски, я не хочу”, - сказала она. Ну что делать прикажете? Насильно отдавать? У нее здесь есть все - друзья, воспитатели, с которыми она выросла, тетя, которая к ней постоянно приходит, гуляет. И это ее вполне устраивает. - Анжела Хасеновна, в таком случае насколько детские дома сегодня могут удовлетворить потребности детей - моральные, материальные? - Смотря какие это потребности. Если без излишеств, то детские дома (я говорю об Алматы) имеют эти возможности. Все образовательные учреждения идут навстречу детским домам: пожалуйста, приходите на любые кружки - совершенно бесплатно. Дети могут изучать компьютер, кройку, шитье, бальные танцы, языки, плавание и многое другое. Большая ответственность лежит и на воспитателе: как он представляет свою работу, каким видит свое место в жизни детей. Если воспитатель до конца выполняет свои обязанности, умеет организовать время свое и детей, то жизнь ребенка будет наполненной знаниями, насыщенной событиями. А возможности, повторюсь, для этого имеются. - О роли воспитателя, учителя в судьбе и жизни детей говорить не приходится. Она велика, так же, как велика ответственность, лежащая на взрослом человеке. Кто сегодня приходит работать в детские дома и кто готовит этих специалистов? - Одна из самых больших проблем сегодня, на мой взгляд, это подготовка кадров для детских домов. Ни в одном вузе Казахстана сегодня не готовят кадры для работы в условиях детских домов. Все наши сотрудники получили базовое педагогическое образование, и все они хорошие узкие специалисты, но нам необходима более широкая квалификация. У детей-сирот особенная психология, особенное видение мира, и многие вопросы, которые возникают в процессе воспитания, не входят в рамки общей педагогики. К сожалению, психологией и специальной педагогикой для детей-сирот ни один вуз не занимался и ни один ученый не обратил на это внимания. Наши дети требуют особенных знаний: это сплав педагогики, медицины, психологии, философии. На эту проблему надо обратить внимание государству и общественности в целом. - Как вы думаете, насколько долго еще будут существовать детские дома именно в таком унифицированном виде: большие группы детей, казенные здания и прочее? - Сейчас идет большая работа по деинституализации таких учреждений. Много делает в этом направлении первая леди Казахстана Сара Назарбаева. Она хотела бы видеть (коль уж нам никуда не деваться от сиротства) не казенные учреждения, а детские деревни, чтобы в одном домике жили не более пяти-семи детей. Это сегодня реально, такие деревни уже созданы и работают. Министерство образования тоже много внимания уделяет работе с детскими домами. Они заинтересованы в том, чтобы детских домов в том виде, в каком они сегодня функционируют, было как можно меньше. Возможно, они будут преобразованы в детские деревни, будет развиваться патронатное воспитание, которое уже активно внедряется. В Алматы уже есть опыт патронатного воспитания, в котором участвовали и наши дети. Могу сказать, что дети безболезненно вернулись из семей и, хотя срок патронатного воспитания закончился, добрые и теплые отношения поддерживаются... Жизнь требует отказаться от унифицированности. В наших детских домах можно многое дать ребенку, но сама скученность, когда в одной группе до семнадцати детей, а в спальне десять-двенадцать человек, выматывает нервную систему детей.
|
- Ваши выпускники находят свое место в жизни, они делятся с вами своими проблемами? - Конечно. Они приходят сюда - это ведь их отчий дом, рассказывают о себе. Мы открылись в 1990 году, так нас навещают даже выпускники 91-го года. Могу сказать, что из числа всех выпускников только двое или трое споткнулись. В основном кряхтят, скрипят, но держатся на плаву. За эти годы 24 человека получили высшее образование, из них семеро закончили с красным дипломом. На сегодняшний день выпускники нашего дома обучаются в разных вузах Казахстана. А те, кто уже получил образование, устроились в целом неплохо.
|