Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Весна. В воздухе запахло керосином Юлиана Жихорь На последнем пленарном заседании мажилиса больной вопрос дороговизны бензина перерос в обвинения в адрес национальной компании “Казмунайгаз”. Депутаты ставят под сомнение соответствие ее деятельности интересам страны Казахстанские парламентарии заинтересовались деятельностью “Казмунайгаза”, узнав о значительной разнице цен на ГСМ между Атырауским нефтеперерабатывающим заводом и рыночной стоимостью бензина (160-180 долларов и 300 долларов за тонну бензина соответственно). По словам президента АО “Атырауский НПЗ” Сергея Шишлова, лишь 2,26 процента его продукции продаются самим заводом. Остальной объем перерабатываемых нефтепродуктов предоставляется компаниями-давальщиками, которые в дальнейшем сами занимаются реализацией собственных ГСМ по выгодным им расценкам. О том, что при таком раскладе завод не виноват в высоких ценах на бензозаправках, заявил и управляющий директор по финансам ЗАО “НК “Казмунайгаз” Айдан Карибжанов. “Завод собственными производимыми объемами никаким образом не может влиять на формирование цен на рынке нефтепродуктов. А тем более подрывать национальную безопасность”, - сказал он. Правда, выяснилось, что основной компанией-давальщиком Атырауского НПЗ, которая как раз и может влиять на рынок цен на ГСМ, является национальная компания “Казмунайгаз”, владеющая 86,7 процентами акций АНПЗ. Высокие цены на бензин на внутреннем рынке в парламенте объясняли причиной затоваренности нефтеперерабатывающих заводов. Сейчас на складах АНПЗ, одного из трех нефтеперерабатывающих заводов Казахстана, более 15 тысяч тонн товарного бензина (это составляет около 60% возможностей складов завода), принадлежащего компании “Казмунайгаз”. Однако в связи с затягиванием компанией поставок на внутренний рынок или поставок в недостаточном количестве образовался искусственный дефицит дешевого бензина. Как следствие, оптовики были вынуждены закупать ГСМ по высокой стоимости у других компаний. В итоге средняя цена на бензин марки АИ-93 по Казахстану в феврале составила 443 доллара за тонну. Правда, управляющий директор по финансам ЗАО “НК “Казмунайгаз” Айдан Карибжанов заявил парламентариям, что руководство компании знает, что делает: “Мы считаем, что мы полностью контролируем ситуацию в рамках компании “Казмунайгаз”. И мы концентрируем свои усилия на тех целях, которые поставлены перед нами государством”. Основная причина “придержания” бензина на заводе, по мнению производителей, заключается в снижении спроса на ГСМ в течение зимнего периода. И складирование товара ведется для недопущения ценового ажиотажа в период посевной. Однако уже сейчас высказываются сомнения в выгодности такого подхода для сельчан. Нет никакой уверенности в том, что к началу посевной цены на нефть на мировом рынке не начнут расти и, как следствие, не увеличится стоимость ГСМ на территории страны. Разумеется, компания “Казмунайгаз”, как и положено национальной компании, в целях поддержки сельхозпроизводителей будет продавать горюче-смазочные материалы по ценам ниже рыночных. Однако с учетом роста цен на нефть на мировых рынках они могут значительно превысить даже ныне существующие. В итоге компания останется в выигрыше и сможет не жаловаться, как сейчас, на работу в убыток себе. По сути дела, продажа НК “Казмунайгаз” продукции по ценам значительно ниже рыночных, с одной стороны, выгодна казахстанским потребителям (если, конечно, эта продукция есть на рынке). С другой стороны, низкие цены приводят к тому, что выручка от продажи продукции не доходит до акционеров, то есть до бюджета государства. В этом случае непонятна политика вытеснения других нефтедобывающих компаний с рынка - в доход государства просто прекратятся поступления от добавочной стоимости и их продукции. В итоге ни государство не получает прибыли от продажи ГСМ, ни местные потребители при сегодняшней ситуации не видят положительных сторон в деятельности национальной компании. Астана
|