12 марта 2004
№ 10 (302)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    События 

Натянутая струна

Константин Маскаев

Одному из символов южной столицы, уникальному высокогорному сооружению - подвесной канатной дороге на Кок-Тюбе, угрожает серьезная опасность! В северной части гребня горы, там, где расположена верхняя станция канатной дороги, интенсивно формируется оползень. Его ширина - около 150 метров, а расчетный объем составил 150 тысяч квадратных метров. Во вторник об этом сообщил начальник ГУЧС по Алматы Бауржан Искаков

О том, что опасная ситуация возникла, специалистам стало известно в прошлом году. Созданная по этому поводу комиссия обследовала склон горы и верхнюю площадку, где расположено само сооружение и два кафе. Было обнаружено, что глубокие - до 10 метров - трещины шириной до 15 сантиметров пробили бетонные подпорные стены станции канатной дороги, асфальтовое покрытие смотровых площадок оказалось порвано, а ближняя к склону часть площадки в некоторых местах просела почти на полметра. С понедельника доступ к комплексу закрыли, дорога охраняется полицейскими. Пропускают только специалистов, занимающихся измерениями, и рабочих, которые обслуживают станцию.

Гора Кок-Тюбе вместе со всеми сооружениями - уникальное место. Излюбленное место отдыха горожан и гостей - подвесная канатная дорога - была построена в 1967 году. Верхняя опора канатной дороги забралась на высоту 1130 метров над уровнем моря. Здесь же, на склоне горы, расположилась 350-метровая телевизионная башня. Если считать от уровня моря, то это самые высоко расположенные инженерные сооружения в мире, к тому же построенные в сейсмоопасном районе!
Сегодня стало известно, что верхняя опора дороги незначительно деформируется еще с момента окончания строительства и начала эксплуатации. Поэтому инженерно-геодезические и геологические изыскания здесь проводят с начала 70-х годов прошлого века. На протяжении почти тридцатилетнего мониторинга ситуация не вызывала особой тревоги. Объект находился в нормальном состоянии, а сам склон долгое время оставался стабильным. Но в последние два года специалисты обнаружили, что так называемый лессовый - верхний массив почвы, на котором стоит сооружение, стал деформироваться. Вероятной причиной, которая спровоцировала эти процессы, могло послужить строительство в непосредственной близости - по обе стороны от смотровых площадок и верхней опоры канатной дороги - двух заведений: кафе “Панорама” и “Мекет”. За счет этого, считают специалисты, верхняя часть горы Кок-Тюбе могла оказаться перегруженной. Лессовый слой, как наиболее молодое и, соответственно, наименее крепкое геологическое образование, пополз по склону, как льняная скатерка с полированного стола. Сыграли роль и интенсивные в последнее время ливневые дожди, и хозяйственная деятельность заведений. Всякое предприятие общественного питания использует воду для своих нужд. Возможно, слив использованной воды добавил свою лепту к процессу разрушения. Кстати, сами здания кафе находятся в непосредственной близости от склона и рискуют обрушиться первыми. Их уже порвало пополам, зияющие трещины шириной в ладонь вызывают ощущение тревоги и близкой опасности. Если сегодня подойти к кафе “Мекен”, можно увидеть, что происходит с опорами навеса над лестничным маршем. Нижняя их часть опирается на неподвижный пока массив. Само же здание вместе с крышей и навесом уже поползло к пропасти, опоры деформировались и наклонились в сторону склона.

“Списывать” верхнюю станцию подвесной канатной дороги преждевременно. Естественно предполагать, что при ее строительстве - в советский период - были произведены тщательные расчеты и изыскания, фундамент сооружения имеет достаточный запас прочности и надежно вцепился в склон. Чего, к сожалению, нельзя с уверенностью утверждать в отношении новых построек - кафе “Панорама” и “Мекен”. Будут ли они существовать и в дальнейшем, покажет время. Собственно, в этой ситуации судьба двух заурядных кафе - не та тема, по поводу которой следует проявлять беспокойство. Более интересным может оказаться ответ на вопрос: кто давал разрешение на строительство в таком, прямо скажем, специфическом месте?
Пока же руководство ГУЧС по Алматы вынесло неукоснительное для выполнения предписание, обязывающее всех владельцев сооружений на опасном склоне приостановить свою деятельность. Ведутся новые исследования и разрабатывается комплекс мер по ликвидации угрозы оползня. Мы будем следить за развитием событий.

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп