12 марта 2004
№ 10 (302)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Финансы 

Эффект Буратино

Светлана Грибанова

Главная цель пенсионной накопительной системы, как говорится в какой-то рекламе, - сохранить и приумножить наши сбережения на старость. В то время, когда реформа только задумывалась, а было это в 1997 году, актуальным было первое. Сегодня продвинутая часть населения, знающая хотя бы понаслышке об инфляции и связанных с нею неприятностях, понимает, что это полдела. Можно с таким же успехом, как Буратино, закопать деньги на поле чудес, но денежное дерево из пяти золотых само по себе не вырастет. Только накопления плюс инвестиционный доход смогут нам обеспечить достойную старость

С доходностью пенсионных фондов поначалу все было просто замечательно. Казахстан к концу 1990-х переживал не лучшие времена из-за экономического кризиса в России и падения мировых цен на нефть. Стране нужны были деньги, и правительство привлекало деньги будущих пенсионеров на очень выгодных условиях. Сейчас трудно поверить, что доходность по государственным ценным бумагам в то время превышала сегодняшние банковские ставки по депозитам. В такой ситуации НПФ получали приличный доход даже при существовавших жестких ограничениях на финансовые инструменты, в которые разрешалось вкладывать пенсионные активы.

Все изменилось к концу 2002 года. Тогда впервые 10 НПФ из 16 встретили 2003 год с отрицательной доходностью. Средневзвешенный коэффициент реальной доходности по пенсионным активам частных НПФ сложился на уровне минус 0,34 процента. По итогам 2003 года ситуация усугубилась: у 13 пенсионных фондов в отчетах фигурировали цифры отрицательной доходности - от минус 0,01 до 2,69 процента. Средневзвешенный коэффициент - минус 1,06 процента. Только трем пенсионным фондам - ГНПФ, НПФ Народного банка Казахстана и Народному пенсионному фонду - удалось сохранить положительную доходность.
Достаточно сложная ситуация на пенсионном рынке выявила все слабости в управлении пенсионными активами. Те НПФ, которые сумели быстро сориентироваться и перестроиться, остались с “наваром”. Возможно, это звучит цинично, но нынешние трудности даже помогли выявить расстановку сил на пенсионном рынке. Этому способствовал и переход на рыночную оценку пенсионных активов, ставший настоящим экзаменом для НПФ. Существовавшая ранее методика оценки не отражала качества портфеля. По словам первого заместителя председателя НПФ Народного банка Казахстана Нуржана Алимухамбетова, некоторые фонды выхолащивали свои портфели. Чтобы поднять доходность, продавали хорошие бумаги накануне проведения аудита. Таким образом достигались высокие цифры доходности, что позволяло конкурировать с сильными фондами.
Сегодня можно назвать причины, которые привели к падению доходности. Как ни парадоксально, главной из них стала стабилизация казахстанской экономики. Республиканский бюджет исполнялся с профицитом, поэтому отпала нужда в заимствованиях. В последние два года выпускались только ноты Национального банка, которые размещались под 5 процентов годовых, что ниже уровня инфляции (6,8 процента). Нет смысла их покупать. Тем не менее, более 50 процентов пенсионных активов вложены именно в ГЦБ Минфина и Нацбанка.
Укрепление тенге по отношению к доллару стало катастрофой для многих казахстанцев, имеющих валютные “заначки”. Но если брать в расчет более 6 миллионов вкладчиков пенсионных фондов, то падающий доллар ударил по голове чуть ли не половину населения Казахстана. Именно девальвация американской валюты стала еще одной причиной падения инвестдохода по пенсионным активам. Дело в том, что деньги в основном вкладывались в ценные бумаги, деноминированные в американской валюте. Пока доллар рос, это было оправдано. С его ослаблением нужно было пересмотреть структуру инвестиционного портфеля в сторону уменьшения доли валютных бумаг. Этот процесс прошел бы более безболезненно при достаточном развитии казахстанского фондового рынка.
Участники пенсионного рынка задолго до сегодняшней ситуации с падением инвестдоходов обращали внимание правительства на недостаточность финансовых инструментов, в которые можно размещать пенсионные активы. Ведь не просто так НПФ вкладывали деньги в низкодоходные государственные бумаги. Не было выбора.
Как говорит исполнительный директор того же НПФ Народного банка Гайни Исабаева, проблема расширения перечня финансовых инструментов всегда остро стояла перед пенсионными фондами. Причем ее решение зависело не от управленческого вмешательства, тут нужны были законодательные разрешительные изменения.
В конце декабря 2003 года Национальный банк внес изменения в правила по инвестиционному управлению пенсионными активами с тем, чтобы переломить ситуацию с падением доходности. Прежде всего, они коснулись ограничений по вложению денег в те или иные финансовые инструменты. Теперь КУПА и НПФ, которые управляют пенсионными активами самостоятельно, могут приобретать акции иностранных эмитентов, которые имеют высокий рейтинг. Увеличен лимит инвестирования в ипотечные облигации Казахстанской ипотечной компании и в облигации Банка развития с 10 до 15 процентов. Зато уменьшилась доля государственных ценных бумаг (кроме ЦБ местных исполнительных органов) с 35 до 25 процентов. Впервые разрешено не более 5 процентов пенсионных активов вкладывать в аффинированное золото.
Однако и этого недостаточно. Ведь пенсионная реформа в какой-то мере задумывалась и для того, чтобы стимулировать развитие реального сектора экономики. По мнению Нуржана Алимухамбетова, можно было бы вкладывать деньги в мелкие отечественные компании, но, к сожалению, они не соответствуют требованиям листинга “А”, так как их собственный капитал меньше 10 миллионов долларов. “В остальном они достаточно сильные и могут быть интересны для инвесторов, - говорит г-н Алимухамбетов. - Кроме того, выгодно развивать строительные проекты, капиталоемкие и длительные по срокам, вокруг которых сразу создаются сопутствующие производства - от изготовления и поставки стройматериалов до сферы услуг. Это, в свою очередь, обеспечило бы рост рабочих мест, высокие обороты капитала и т.д.”.
НПФ также предлагают обратить внимание на сопредельные Китай и Россию. Они близки нам по рейтингам и стабильности экономики. К тому же российский фондовый рынок более развит, чем казахстанский. Но пока ценные бумаги китайских и российских компаний рассматриваются как бумаги нерезидентов и из-за невысоких рейтингов не могут приобретаться за счет пенсионных активов. По мнению Гайни Исабаевой, если бы НПФ разрешили 5-10 процентов пенсионных активов вкладывать в финансовые инструменты этих стран, это могло бы снять остроту нехватки доходных ценных бумаг. Но на наш взгляд, такое решение принесло бы сиюминутную пользу - повышение инвестдохода, однако в перспективе мы бы проиграли, вкладывая деньги в чужую экономику.
Последние шаги Министерства финансов республики свидетельствуют об озабоченности этого ведомства ситуацией на пенсионном рынке. Министр финансов Ерболат Досаев заявил о том, что уже со второго квартала 2004 года планируется эмиссия государственных ценных бумаг со сроком обращения 15-20 лет. До этого максимальный срок обращения ГЦБ не превышал 10 лет. Предполагается, что доходы по “длинным” бумагам будут индексированы к инфляции.
Кроме того, осенью этого года Минфин, возможно, вновь воспользуется пенсионными активами: как заявил вице-министр финансов Гани Узбеков, Казахстан намерен погасить суверенные еврооблигации третьей эмиссии за счет внутренних заимствований. Можно предположить, что у республики достаточно средств, чтобы не занимать деньги у пенсионных фондов, однако в Минфине рассчитывают таким образом восполнить дефицит инструментов для инвестирования пенсионных активов.
Конечно, в пенсионной системе, как и в любой составляющей рыночной экономики, могут быть свои взлеты и падения. Сегодня нам кажется, что наши накопления на старость в опасности. Но оценивать ситуацию лучше в перспективе: большей части сегодняшних вкладчиков НПФ до выхода на пенсию еще лет 20-30. Это достаточно длительный период, и за это время будут и периоды спада, и периоды расцвета. Убытки, скорее всего, перекроются прибылями.
Большая проблема, на наш взгляд, заключается в другом. На сегодня долги предприятий по пенсионным взносам составляют астрономическую сумму - от 22 до 25 миллиардов тенге. Вряд ли эти деньги когда-нибудь будут перечислены в НПФ. Во всяком случае, пока не помогло даже введение жестких санкций к предприятиям-задолжникам. И еще. Никакие усилия НПФ по повышению инвестиционного дохода не помогут накопить деньги для достойной старости при существующих низких размерах зарплаты и практики оплаты труда “черным налом”.

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп