12 марта 2004
№ 10 (302)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Финансы 

За пригоршню долларов

“Без меня меня женили” - это выражение наиболее точно отражает ситуацию, которая произошла недавно с сотрудницей “НП”. Без ее ведома, подделав подпись (!), ее пенсионные накопления перевели из одного фонда в другой

Излишне говорить, что саму будущую пенсионерку в известность не поставили. “Куш”, который сорвали уголовники (а подделка подписи в УК расценивается как уголовное преступление), - от 1 до 3 долларов США.
По Закону “О пенсионном обеспечении” гражданам предоставлено право самостоятельного выбора НПФ, в который они будут перечислять пенсионные взносы. Не допускаются давление и иные действия, лишающие человека этого права. Это, так сказать, теория. На практике положения закона, как мы убедились на собственном опыте, нарушаются. Не так часто, как 4-6 лет назад, когда пенсионная реформа только начиналась, но все же достаточно часто, чтобы подорвать доверие к накопительной системе.

У каждого фонда существует целая сеть агентов. В их задачи входит, говоря архаизмами, агитация и пропаганда, или иначе - реклама достоинств своего НПФ. Дело в том, что опять же по закону каждый вкладчик имеет право дважды менять фонд. И это совершенно справедливо, так как создает здоровую конкуренцию между НПФ, что положительно отражается на качестве работы фондов. За каждого вновь привлекаемого вкладчика агент получает в среднем от 150 до 500 тенге, а поэтому кровно заинтересован в увеличении числа клиентов.
Итак, кратко ситуацию мы обрисовали. Теперь можно перейти к конкретному случаю, причем хотим предупредить наших читателей: то, что произошло с одной из нас, может случиться с каждым потенциальным пенсионером.
Год назад в редакцию газеты пришла женщина, представившаяся агентом ННПФ “Казахстан”, и предложила сотрудникам перевести свои пенсионные накопления в этот фонд. Кто-то согласился, кто-то даже не обратил внимание на это предложение, как обычно бывает, в том числе и одна из авторов этих строк. И тут же забыла об этой встрече. Каково же было ее удивление, а потом и возмущение, когда почти год спустя ей позвонили из НПФ “ABN-AMRO КаспийМунайГаз”, вкладчиком которого она была до тех пор, и спросили, почему она решила перевести свои накопления в фонд “Казахстан”. У нее только и хватило сил спросить, с чего они это взяли?
А взяли они это, по словам сотрудника “ABN-AMRO”, из “Заявления вкладчика/получателя на перевод пенсионных накоплений”, якобы подписанного самой клиенткой. Правда, подпись показалась им сомнительной, поэтому они и решили проверить достоверность заявления. Таким образом, только благодаря дотошности сотрудников фонда обнаружился подлог. К сожалению, деньги уже ушли в фонд “Казахстан”. Чтобы их вернуть, пришлось написать новое заявление, аннулирующее “липовое”. Казалось бы, все окончилось хорошо.
Этот случай стал поводом для журналистского расследования. Выяснилось, что это происходит сплошь и рядом. Директор департамента маркетинга НПФ “ABN-AMRO” Мамет Муталханов рассказал нам, что только со становлением пенсионной системы борьба фондов за вкладчиков, а значит, и за увеличение активов, начинает приобретать цивилизованные формы. НПФ договорились между собой о том, что все должно происходить максимально прозрачно, на принципах корпоративности, главное, не мешать друг другу. То, что произошло, можно расценить как кадровую проблему.
То есть недобросовестный агент бросает тень на весь фонд. Более того, агенты обычно не являются штатными сотрудниками, а значит, любому НПФ легко откреститься от них. Но обманутому вкладчику нет дела до внутренних проблем фондов. Г-н Муталханов подчеркнул, что это больной вопрос для всех крупных фондов. По его словам, все сомнительные случаи проверяют специалисты фонда. Они связываются с вкладчиками и удостоверяются в подлинности заявления. Бывает и так: человек действительно подписывается под заявлением о переводе накоплений, но, как выясняется позже, под давлением. Кстати, таковым можно считать и излишнюю назойливость агента. Подписывают, лишь бы отвязаться.
По совету г-на Муталханова, мы обратились в Бостандыкский районный отдел полиции (по месту жительства потерпевшей). Тем более что и адвокат, к которому мы обратились за консультацией, определил это дело одним словом - “уголовщина”. В РОП взяли заявление неохотно, но обещали разобраться. И разбираются до сих пор...
Только после вмешательства полиции в редакцию “НП” пожаловали сотрудники НПФ “Казахстан” с извинениями и... просьбами все-таки перейти в их фонд, очевидно, надеясь, что свой вкладчик не станет с ними судиться.
Проблема действительно актуальна и касается слишком многих, поэтому мы сообщим нашим читателям о результатах полицейского расследования. Если с вами или вашими близкими происходили подобные случаи, свяжитесь с нами.

Анна Шелепова,
Светлана Грибанова
Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп