Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
На вершине мира Бахтияр Албани 2004 год объявлен ЮНЕСКО годом двух великих сынов казахского народа - художника Абильхана Кастеева и академика Алькея Маргулана В этом году исполнился сотый день рождения известного художника, и этой дате была посвящена выставка его работ в одноименном музее искусств. На ее открытии мне удалось побеседовать с людьми, знавшими художника не понаслышке. Нуртас Кастеев, художник - Что вы можете сказать о своем отце как о художнике? - Когда я учился в художественном училище, то часто сопровождал его как ассистент в творческих командировках. Мы ездили в Кустанай, Рудный, Кокчетав и многие другие промышленные центры. Он запечатлевал стройки и развивающуюся промышленность Казахстана. Сейчас некоторые упрекают его в этом. Но это ведь страницы истории нашей страны. Их не повторить. А его пейзажи... Истоками его художественного таланта была родная природа. В юности он был чабаном и рос в Джунгарском Алатау среди величавых гор, бурных рек, великолепных тяньшанских елей и роскошных альпийских лугов. Все это он впитал своей душой, а впоследствии выплеснул на листы и холсты. - Сколько у вас братьев и сестер? - Было шесть сыновей и три дочери. Сейчас осталось три брата и три сестры. - Возникали ли у него серьезные проблемы с властью? На этой выставке есть портрет Кенесары Касымова, написанный в 1936 году. В то время это было крамолой... - Отец был далек от политики, он был человеком независимым. Когда приехал Рокуэлл Кент, то он был у нас в гостях. Позвонили то ли из ЦК, то ли из КГБ и распорядились никому не давать фотографировать. Отец страшно возмутился и бросил трубку. А портрет Кенесары, естественно, нигде не выставлялся и пролежал много лет в личном архиве. Многие портреты, написанные в 30-е годы, не видели света до нынешних дней, может быть, из этих же соображений. Если бы в те годы эти работы вынули из папок, вероятно, отец мог стать “врагом народа”. Гульдария Кастеева, юрист - Кто для вас Абильхан Кастеев? - В первую очередь, художник с большой буквы, много сделавший для становления изобразительного искусства Казахстана. Во всех полотнах, им созданных, отражены этапы развития его Родины. - Художник - человек богемы. А человек богемы и хороший семьянин, подчас, понятия диаметрально противоположные. Какой он был в семье? - Он был добрейший человек. Никогда не наказывал детей, с его уст никогда не сходило бранное слово, а лицо не искажала недовольная гримаса. В нашем доме всегда было много гостей и царила атмосфера доброжелательности. - Многие большие художники сторонятся общества, живут “в башне из слоновой кости”... - Он был совершенно иным человеком. В любых обстоятельствах, с любым человеком он всегда был на равных. Любил беседовать и с детьми, и со взрослыми, и был абсолютно чужд помпезности. Даже когда к детям приходили друзья, заводил с ними беседу, приглашал в мастерскую. Показывал свои работы, интересовался их мнением, обсуждал. Общительность была его отличительной чертой.
| Даурен и Сауран Кастеевы |
Даурен и Сауран Кастеевы, художники - Вы сами художники, имеете собственный опыт. Как вы оцениваете творчество деда? Д.К. Для нас творчество нашего деда - это корень древа, ветвями которого мы являемся. Его творчество для нас - это бата (благословение - Б.А.), большая поддержка. Оно чистое, лиричное, свежее. Вершины гор, просторы степей, шелест листвы, запах трав: во всем этом его любовь к родине. - Можно ли проследить в ваших работах преемственность в мировосприятии, в технических приемах? С.К. Скорее всего, это можно увидеть в наших акварелях... Д.К. Это отразилось в нас напрямую, оно в нашей крови. В некоторых работах Саурана я сразу чувствую кисть деда. - Что вам наиболее близко в его творчестве? Д.К. Наш дедушка непревзойденный акварелист. Его акварели прекрасны, особенно горы: так никто их не делал. Какая-то особенная легкость, переворот пространства. Мало можно найти в Казахстане художников, могущих передать в акварели с такой силой нашу природу и облик человека. С.К. Когда смотришь на его работы, то ощущаешь человеческую сущность Абильхана Кастеева. К сожалению, мы его уже не застали. Дед скончался до нашего рождения. Но своими работами он всегда с нами, он рядом. В его работах неизменно ощущается теплота, добро, величие духа, близость к своему народу и в то же время глубокое, философское проникновение в тему. На первый взгляд кажется, что все просто. Но на самом деле - в них мощь, сила и духовная гармония. - То, что вы - внуки Кастеева, явилось основанием при выборе вами профессий? С.К. На нас, конечно, влияло то, что дед был основоположником профессиональной живописи в Казахстане. Но близкие на нас не давили и никто не заставлял рисовать. Однако с детства мы прониклись духом его творчества, а это не могло не привести к тому, что в нас возникло стремление реализоваться через изобразительное искусство. - Бремя славы отцов и дедов часто заставляет с еще большей силой доказывать собственную творческую состоятельность. Вас это не коснулось? С.К. Имя деда настолько весомо, что сделать вещь, его достойную, очень сложно. Мы стремимся к этому. Д.К. Деда не перепрыгнуть, это безусловно. Но мы работаем, стараемся совершенствовать собственное мастерство. И дед нам в этом, конечно же, очень помогает.
|