Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Ортодоксы и парадоксы Подлежит ли религия реформе? На этот вопрос отвечает сама история, которая знает немало подобных случаев. Впрочем, обсуждение этой проблемы - не для газетных страниц; оставим столь масштабные дела для глыб вроде Мартина Лютера. Речь в нашем случае идет скорее не о реформе, а об адаптации к современным условиям некоторых обрядов и поведенческих рекомендаций. Ведь, возможно, такая модернизация, как бы к ней не относились святые отцы с присущим их возрасту консерватизмом - единственный шанс выжить в конкурентной борьбе. Возможно, кого-то покоробит использование экономического сленга, когда вопрос затрагивает столь высокие материи. Но последнее дело - пенять на язык. Он ведь - лучшее зеркало эпохи. В наш прагматичный век все именно так и воспринимается: есть потребитель - паства, есть продукт - спасение, есть продавцы - различные конфессии. Мы, конечно, помним, что есть еще и творец всего этого универсума-универсама, но он - создатель, производитель, а мы-то имеем дело с дистрибьюторами. И тогда получается, что новые религиозные движения, бойко предлагающие свой продукт, делают ставку на продвинутый маркетинг. Тогда как традиционные религии по привычке полагаются на свой проверенный бренд. Кто кого? Dалее Без паранджи Полторы тысячи лет назад пророк Мухаммед объявил миру о новом откровении Всевышнего, ниспосланном человечеству, как милость для него. Сегодня, по прошествии столь долгого срока, ислам не только не потерял актуальности, но и наращивает число последователей пророка. Правда, некоторые традиционные положения религии смущают молодежь, которая из-за этого нередко ищет истину в других, порой деструктивных учениях Dалее Боги в целлофане Константин Маскаев Приход в лоно традиционной церкви делается чаще всего осознанно, самостоятельно или под влиянием социальных, родовых, сословных факторов. Иное дело - какая-нибудь нетрадиционная религия
Допустим, человек созрел для того, чтобы “выбрать себе бога”. В этот момент очень важно поддержать это решение, и “клиент”, что называется, готов. Привлечь внимание, вызвать интерес, выгодно представить товар, вызвать желание им воспользоваться и в момент принятия решения удачно поддержать выбор - все это обычные инструменты, используемые, например, в сетевом маркетинге. Их же используют проповедники многих новых религий. Вовлеченными, как правило, становятся люди морально подавленные, несостоявшиеся, одинокие, неуверенные в завтрашнем дне. Им обещают: в первую очередь - прижизненные блага, успехи, избавление от тягот, и только во вторую - комфорт души после смерти. Восторженных проповедников и адептов новых религий часто можно встретить в больницах, поликлиниках, - там, где человек остается один на один со своим недугом, где его сознание не защищено фактором семьи, сословной общности. В стенах лечебного учреждения внимание и сочувствие со стороны постороннего человека приходится как нельзя кстати. Очень любят проповедники некоторых религиозных течений приходить в гости к потенциальным вовлеченным. Время для неожиданных визитов выбирают такое, чтобы дома находился кто-то один из взрослых. Как правило, днем можно застать разъедаемую опостылевшим бытом домохозяйку, пенсионера, безработного или работающего неполный рабочий день, амбулаторного больного, наконец. В сознании этих людей опытный проповедник без труда находит ту занозу, что множит дискомфорт и подталкивает к депрессивному состоянию. “Мы все - божьи дети, братья и сестры! Бог - один, и он любит тебя! Приходи к нам - у нас весело и интересно! Стань таким, как мы, и будет тебе счастье!” - примерно такие привлекательные аргументы выдвигаются в роли доминирующих в листовках и устных обращениях, распространяемых энергичными агентами. А что же традиционные религиозные организации? Как они реагируют на то, что заблудшие овцы потянулись за новым пастырем? Традиционной церкви в таких условиях приходится, по-видимому, несладко. Особенно в той части, где это касается борьбы за души подрастающего поколения. Детки сегодня пошли - далеко не подарок, во всем усматривают если не подвох, то какую-нибудь лажу. А среди опрошенных алматинских старшеклассников, к примеру, лишь семь процентов сумели подобрать позитивные ассоциации, когда речь заходила о служителях мусульманского или православного культов, мечети или церкви. Самыми же распространенными ассоциациями были примерно следующие. Священник, церковь, имам, мечеть напоминают о смерти, кладбище, отпевании, наказании за проступки, скорби. Служители культов воспринимаются как алчные и неискренние. Любопытно, что это впечатление опирается на... почти поголовный избыточный вес храмовников. Другие препятствующие позитивному впечатлению факторы: причастность церкви к чему-то несовременному, отжившему (“церковь - это для бабушек”), неудачный предыдущий опыт общения со священником, неопрятный внешний вид священника, непонятен древний язык молитв, табуированная модель поведения, которой должен придерживаться верующий. Это взрослым понятно, что одним из главных таинств церкви является покаяние. В том же ряду - смирение, незлобливость, уважение к окружающим и прочие добродетели. А подростку, который по определению шаловлив и непослушен, загружаться “страхом Божьим” очень не хочется. Возможно, мнение, которое будет изложено, кому-то покажется ересью. Но вместе с быстро меняющимся миром должна, видимо, меняться и церковь. Не отказываясь от основных догматов, попытаться изменить подход к вопросу об отношениях с паствой. Ведь хоть мы и созданы по образу и подобию божьему, вместе с тем - мы такие разные. Одни почему-то - лояльны априори. Другие могут быть законопослушны лишь при наличии сдерживающих факторов. Для третьих прежде всего важен пряник, но не кнут. Сегодня состав служителей культа пополняется за счет молодых иереев - священников, недавно окончивших духовные семинарии и академии. Ни в малой степени не подвергая сомнению их преданность Русской православной церкви и веру во Христа, можно отметить, что вместе с тем молодые батюшки, обладая элитным образованием и современным сознанием, пользуются в быту и работе многими плодами цивилизации. А кроме того, активно продвигают их в жизнь церкви. И те достижения инженерной мысли, что еще полвека назад, старые церковники, возможно, отнесли бы к разряду “бесовских” штучек, сегодня нашли активное применение и за церковными стенами: мобильная связь и звуковоспроизводящая аппаратура, телевидение и Интернет. Сегодня в глобальной сети, а значит, доступно миру, - сотни полноценных сайтов и небольших веб-страничек, содержание которых посвящено жизни и деятельности церкви. Почему нет? Были, правда, на заре сетевого бума попытки обвинить новаторов церкви в святотатстве, дескать, возможно ли? - в одном информационном поле и слово Божие, и клубничка. Но после того как Папа Иоанн Павел II “назначил” святым покровителем Интернета святого Исидора, дискуссии отпали сами собой. Инициативные батюшки пошли дальше: на одном из церковных сайтов принимаются заказы на молитвы “О здравии” и “За упокой” с оплатой посредством электронных кредитных карточек. Тем же способом можно не выходя из дома или офиса оплатить желаемые требы, к которым относится среди прочих крещение, венчание, отпевание. Судя по всему, новшество уже нашло отклик и приживется среди части верующих.
|