27 февраля 2004
№ 08 (300)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Тема 

Без паранджи

Полторы тысячи лет назад пророк Мухаммед объявил миру о новом откровении Всевышнего, ниспосланном человечеству, как милость для него. Сегодня, по прошествии столь долгого срока, ислам не только не потерял актуальности, но и наращивает число последователей пророка. Правда, некоторые традиционные положения религии смущают молодежь, которая из-за этого нередко ищет истину в других, порой деструктивных учениях

Сегодня многие видят ислам с двух позиций. Первой придерживаются пожилые, спокойные, опытные, не обремененные мирской суетой, а потому полностью отдавшиеся во власть религии люди. Вторые - бородатые радикалы, выдвигающие не всегда конструктивные лозунги. Золотую середину между ними узреть трудно, в связи с чем молодежь оказывается перед трудноразрешимой дилеммой. Идти в первую категорию еще рано, а во вторую - противозаконно или, как минимум, асоциально.

На самом деле проблема не в религии, а в неправильном восприятии ее и непонимании самой сути ислама, который порицает невежество и не приемлет фанатизма. Пророк говорил, что выбор мусульманина должен быть осознанным.
Западные мусульмане, с которыми автору этих строк довелось столкнуться во время хаджа, считают, что первый тип так называемых социально пассивных мусульман был порожден советской системой. А именно, воспитывая общество в духе атеизма, партийные идеологи активно насаждали мнение об отсталости любой религии, в том числе и ислама. Что, в конечном итоге, сформировало стереотип о том, что религия - удел старых и пассивных, непрогрессивных людей. И сегодняшнее восприятие ислама - это наследие той идеологической машины, пытавшейся подменить вечные духовные заповеди моральным кодексом строителя коммунизма.
Технологии формирования общественного сознания были достаточно просты. Демонстрация отсталого Востока, бородатых и жестоких басмачей, морально подавленных женщин в парандже, разумеется, не могли сыграть в пользу имиджа религии. В итоге у населения складывалось впечатление об исламе, как о парандже, бороде, четках и разящем без разбора кинжале. И сегодняшнее мнение молодежи дает все основания говорить о существовании данного стереотипа по сей день.
Второе течение в постсоветском исламе возникло на благодатной почве первого. Правда, оно тоже имеет с истинным учением пророка мало общего. Последователи данного течения предлагают насадить все предписанные в шестом веке каноны религии в наше общество и переписать правовую базу, переориентировав ее основы с римского права на шариат. Разумеется, эти верующие представляют казахстанских женщин в парандже, а мужчин - с бородой. Наряду с этими социальными реформами данная категория так называемых мусульман всерьез думает о формировании исламского халифата.
На самом деле, по мнению грамотных знатоков ислама, эти радикальные течения тоже возникают не на религиозной, а на сугубо политической почве. И инициаторами ее являются, опять же, не религиозные круги, а спецслужбы ведущих стран мира, использующих религиозный фактор как один из главных козырей в своих далеко нацеленных геополитических играх.
Между тем, паранджа, как наследие шестого века, имеет вполне логическое происхождение. Для понимания причины ее появления и оценки степени сегодняшней актуальности необходимо сначала уяснить разницу между обязательными и рекомендуемыми нормами ислама.
Обязательными нормами, или ваджиб, считаются главные пять столпов веры: признание единого Бога, отправление пятикратного намаза, пожертвование - закята, соблюдение поста и совершение хаджа. Кроме этого, ислам, как и любая другая религия, обязывает придерживаться вечных заповедей.
К рекомендуемым нормам относятся сунны пророка, состоящие из свода предписаний социального и религиозного характера. Одним из таковых является и паранджа, призванная оградить женщин от преследований темпераментных восточных мужчин. Актуальность этой нормы можно понять, если вспомнить о бесправном положении женщин в шестом веке. И дабы не провоцировать мужчин, пророком было рекомендовано одеть женщинам паранджу и скрыть прелести своей фигуры. Насколько это актуально сегодня? Если в нашем обществе мужчины способны сохранять самообладание при виде красивой женщины и не совершать насилия, то и облачать свои прелести в паранджу не обязательно.
Что касается бороды, то ее рекомендация тоже имела обоснование. Именно борода была призвана поставить барьер на пути распространенного в тот период на Востоке гомосексуализма. Кроме того, борода была возрождена как признанный еще в античности символ мудрости и мужества. Однако если в той же Саудовской Аравии борода и паранджа - часть устоявшейся культуры, то у нас эти элементы будут порождать отчуждение.
И еще нужно помнить о неприятии исламом затворничества и аскетизма. Напротив, религия призывает жить в обществе и работать на его благо, и более того, призывая к просвещенности, обязывает становиться верующих на путь прогресса.
Однако проблема остается проблемой, и сегодняшняя молодежь, не зная об этих элементарных постулатах веры, пытается искать истину в иных, непроверенных источниках. Чего, в принципе, наверное, и добиваются упомянутые выше технологи из спецслужб.
В данной ситуации, наверное, пора бы включиться в работу местному духовенству и в доступной форме проводить разъяснительную работу об исламе и его применимости в наших условиях, возможно, отменяя за утерей актуальности некоторые социальные рекомендации. Хотя, повторимся, рекомендации никогда не имели обязательного характера.
Более того, вполне логичным было бы изучить целесообразность создания при госорганах и воинских подразделениях хотя бы общественных советов по делам религии. Тем более что число верующих в госорганах неуклонно растет. В конце концов, существовали подобные советы при царской армии, что не только не уменьшало степени патриотизма, но и способствовало формированию офицерского духа и кодекса чести. Помимо всего прочего наличие в обществе и в системе госуправления истинно религиозных людей наверняка снизило бы уровень коррупции - мздоимство ислам категорически не приемлет.

Талгат Калиев
Астана
Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп