Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Заочная ликвидация? Нашу систему образования сотрясают ныне реформаторские бури. Не успели мы обсудить все нюансы концепции образования, как новый факт дает повод к размышлениям: вице-премьер Григорий Марченко предлагает ликвидировать заочную форму высшего образования. По его словам, такая форма не гарантирует получения знаний, а потому общество в нем не нуждается Dалее 1. Как вы относитесь к отмене заочного образования в Казахстане? 2. Какая форма обучения была у вас? Игорь Мальковский, кандидат технических наук: 1. Я имел дело с теми специалистами, которые обучались заочно, как правило, квалификация у них намного ниже, чем у очников. Это мое мнение. Бывают, конечно, и исключения. Я знал случай, когда человек очень долго работал по специальности, имел многолетний опыт в серьезных областях, и просто выбрал заочную форму обучения для получения диплома. Разные ситуации случаются. Я не уверен, что высшее образование нашей республики нуждается в реформировании, потому что, насколько я знаю, советская школа считалась одной из самых лучших. Но ломать то, что было накоплено годами, по-моему, это рискованно. Может быть, стоит провести этот эксперимент на каком-либо одном вузе, но ломать всю систему не стоит. 2. На очной форме обучения. Анна Петракова, владелица галереи “Вернисаж”: 1. Например, на художественно-графическом факультете АГУ имени Абая, где я учусь, считаю, что заочное образование мало чему может научить. Если это какие-то лингвистические или языковые курсы, то здесь человек может сам освоить программу, потому что можно найти хорошую учебную литературу. И в принципе, если есть желание, то почему бы нет. Все зависит от того, какой факультет. Состояние высшего образования нашей республики я оцениваю как “выше среднего”. Я не владею информацией во всех областях науки, но я знаю, что художественные университеты гораздо лучше в России, а не на Западе, за рубежом. И знаю также то, что наше художественное образование тоже достаточно качественное. 2. Я сама обучаюсь на очном. Сейчас учусь в магистратуре. Я проходила практику, вела предметы, как у очников, так и заочников. Между уровнями их знаний существует очень большая разница. Бахытжан Канапьянов, поэт: 1. В целом да, потому что образование все-таки - это ежедневная учеба. Но когда человек учится урывками - такая система знаний оставляет желать лучшего. Все-таки мы люди того времени, когда получали советское образование. Но оно более универсальное, нежели сейчас. Сегодня мы берем пример с Запада. В этом, конечно же, есть свои плюсы. Оно более углубленное в какой-то одной области. Например, человек, знающий творчество Чехова, не знает творчество Гоголя. То есть узкая специализация. А образование, которое было раньше, оно систематичнее, разностороннее. 2. На очном.
Сауле ЫнтыкбаеваГлавное - не диплом, а знания Почему не стоит торопиться отказываться от заочной формы обучения в вузах? На этот вопрос мы попытались ответить нижеследующими доводами. Надеемся, что это поможет правительству принять наиболее правильное решение по данному вопросу Во-первых, даже очная форма обучения отнюдь не гарантирует получение студентами хороших знаний. Для глупого, но богатого студента получить диплом на очном отделении сегодня не намного сложнее, чем на заочном. Во-вторых, при добросовестном отношении студента к учебе заочное образование позволяет студенту получить достаточно хорошие знания, особенно тогда, когда студент еще и работает по специальности (например, студент-заочник юрфака работает участковым полицейским или секретарем судебного заседания, или судебным исполнителем и т.д.). По окончании учебы такой студент наверняка будет гораздо более квалифицированным специалистом, чем студент очного отделения. В-третьих, чем больше у человека различных образований, тем он (скорее всего) интереснее как личность, грамотнее, культурнее, цивилизованнее, а значит - ценнее для общества. Для общественной морали очень важно, чтобы любое образование было престижно. В-четвертых, любая профессиональная подготовка (даже не очень хорошая) полезна для экономики. В любом случае даже слабо подготовленный специалист лучше, чем вообще никак не подготовленный. Если до сих пор спрос на рынке труда на специалистов, получивших заочное образование, не пропал, значит, либо у нас вообще катастрофически не хватает специалистов (что сегодня уже явно не соответствует действительности), либо качество подготовки на очных и заочных отделениях не настолько сильно отличается, чтобы на это обратили внимание работодатели. В-пятых, государство не имеет ни правовых, ни моральных оснований для того, чтобы запрещать гражданам получать за свой счет любое образование в любой форме, если только это не создает угрозы для государства и общества. В-шестых, в случае запрета заочного образования значительное количество казахстанских граждан, которые по различным обстоятельствам (состояние здоровья, необходимость зарабатывать на жизнь, профессиональная деятельность и т.д.) не могут учиться заочно, будут лишены возможности повысить свой образовательный уровень. Наконец, запрещение заочного образования в Казахстане приведет к тому, что казахстанские граждане будут вынуждены получать такое образование за границей. Тогда сотни миллионов долларов, которые сегодня получает казахстанская система высшего образования от заочников, уйдут в ту же Россию. Неужели Казахстану это выгодно? Подводя итог, хотелось бы отметить, что любые запретительные меры, не основанные на объективных тенденциях, всегда неэффективны. Если качество заочного образования действительно перестанет устраивать общество, экономику и самих студентов, то спрос на это образование пропадет сам собой без всяких запретов.
Казахстанско-Европейский фонд правовых исследований и инновационных технологийВозьмем все лучшее Меня радует, что в нашей казахстанской образовательной системе происходят и ожидаются перемены. Экономические реформы, как правило, неизбежно влекут за собой реформы и в других сферах, что мы сейчас и наблюдаем. Но менять и корректировать надо с особой осторожностью, тем более в такой фундаментальной области, как образование. Моя педагогическая деятельность в последнее время развивалась и происходила в основном в частных вузах. Поэтому мне знакомы тенденции в развитии высшего образования. Во-первых, в наших некоторых вузах уже внедрена трехуровневая система подготовки кадров: бакалавриат, магистратура и докторантура. Взять, к примеру, КИМЭП, где на протяжении уже нескольких лет обучение ведется по международным стандартам. Это один из тех вузов, где уже апробирована западная система обучения, начиная с кредитной технологии и заканчивая международной практикой организации всего учебного процесса. Студентам этого института легче перевестись или продолжить обучение за рубежом из-за схожести академических программ и процедур. Кредит - это условная академическая единица. Каждый предмет имеет определенное количество кредитов, в основном от одного до трех кредитов за один предмет.Чтобы получить степень бакалавра или магистра, студент должен набрать то количество кредитов, которое предусмотрено для этой программы. Чем хороша эта технология? Во-первых, у студента есть выбор предметов по специальности и по интересам. Во-вторых, студенту предоставлено право выбора преподавателя и времени занятий. Это значит, что существует общее расписание, куда внесены все предметы и преподаватели с указанием времени занятий. Один и тот же предмет могут предлагать несколько преподавателей, а студент уже сам принимает решение. И еще: в начале семестра студенты первую неделю посещают занятия с целью ознакомления с содержанием курса и методикой преподавателя. Если этот предмет не отвечает ожиданиям студента, он имеет право заменить его. Основной упор в этой системе делается на самостоятельность и ответственность студента. Насколько готовы наши школьники, привыкшие к постоянной опеке со стороны учителей, принять на себя такую ответственность? Над этим тоже стоит подумать. В некоторых вузах вводятся частичные элементы западной образовательной системы обучения. У нее есть свои плюсы и минусы. Хотелось бы, чтобы в погоне за реформой мы не оказались в кризисе, который до сих пор переживает образование в США и других странах. Возьмем все лучшее, а именно фундаментальность и системность нашего образования и свободу выбора, гибкость и демократичность западного. Может, тогда сумеем избежать дальнейшего разрушения нашего образования. По поводу заочного образования: если речь идет о “заочке” в том старом виде (лекции один раз в год, экзамены со скидкой и т.д.), то лучше подумать о замене или поиске более эффективного вида обучения. Но если этот запрет будет распространяться вообще на любой другой вид обучения, кроме очного, то я не согласна с этим. Взять, к примеру, дистанционное обучение. Заочное образование по сути есть то же дистанционное, что сейчас практикуют некоторые вузы, да и за рубежом оно востребовано. Для этого необходимо пересмотреть подход к такому обучению.
Салтанат Кажимуратова, преподаватель с пятнадцатилетним стажем Ведущая полосы Ирина Гайкалова
|