20 февраля 2004
№ 07 (299)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Мнения 

Заочная ликвидация?

Ирина Гайкалова

Нашу систему образования сотрясают ныне реформаторские бури. Не успели мы обсудить все нюансы концепции образования, как новый факт дает повод к размышлениям: вице-премьер Григорий Марченко предлагает ликвидировать заочную форму высшего образования. По его словам, такая форма не гарантирует получения знаний, а потому общество в нем не нуждается

На наши вопросы ответил заместитель директора департамента высшего и послевузовского образования МОН РК Каримбек Курманалиев:

- Каримбек Арыстанбекович, как вы оцениваете состояние высшего образования республики? Если оно нуждается в реформировании, то на какие моменты делается упор в Концепции образования прежде всего?
- Несмотря на всевозрастающие требования экономики, система высшего образования осталась прежней и не соответствует современному уровню развития производственных сфер республики.
Развитие системы высшего образования республики происходит в условиях прежней методологии образования, структуры и содержания, которые не в полной мере отвечают требованиям экономики страны и недостаточны для ее вхождения в мировое образовательное пространство.

Дистанционные отношения отменяются?

В системе высшего образования стали нарастать такие негативные явления, как снижение требований при поступлении в вуз, отсутствие соответствующего современным требованиям интеллектуального, кадрового, материально-технического потенциала отдельных вузов и их филиалов; перенасыщение рынка труда невостребованными кадрами; массовая подготовка по узкопрофильным специальностям, ориентированным только на стабильные отрасли и потребителей; отсутствие механизма взаимоучета наших образовательных программ и зарубежных аналогов, взаимопризнания документов об образовании.
Вместе с тем казахстанская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран, но ее преимущества могут быть быстро утрачены, если не будет сформулирована общегосударственная образовательная концепция.
Концепция должна заложить основу для развития образовательной политики Республики Казахстан на длительный период, для внесения изменений и дополнений в законодательство, систему финансирования, содержание образования, структуру системы образования, систему управления образованием, кадровую и социальную политику.
Принципиально новые подходы предлагаются в сфере высшего и послевузовского образования, переход на многоуровневую подготовку специалистов высшей квалификации (бакалавр - магистр - доктор Ph.D) и кредитную систему обучения.
Высшее образование будет реализовываться через укрупненные бакалаврские программы, которые позволяют готовить специалистов, адаптированных к быстроменяющимся условиям производства и рынка.
Будет изменена технология обучения в вузах для того, чтобы сделать акцент на формирование у будущих специалистов профессиональной компетентности, творческих способностей, создавать условия для развития активности личности в учебном процессе, стимулировать каждодневную самостоятельную работу студентов и постоянную работу преподавателей по повышению уровня профессионального мастерства, требовать от вузов улучшения учебно-методической, информационной базы. Этим требованиям отвечает кредитная технология обучения, получившая распространение и признание во всех ведущих университетах высокоразвитых стран.
- Какие цели у этих реформ?
- Мы хотим добиться высокого качества подготовки специалистов, академической мобильности студентов, востребованности специалистов на рынке труда, поднятия статуса педагога, ввести многоканальное финансирование, задействовать работодателей, уделить большее внимание интеграции образования и науки, через подготовку научно-педагогических кадров в ведущих НИИ, способствовать интеграции высшей школы республики в мировое образовательное пространство.
Эти цели должны реализовываться через следующие нововведения.
1. Укрупнение специальностей высшего образования.
Дело в том, что подготовка кадров с узкоспециальным высшим образованием снижает шансы устроиться на работу по специальности, а также сильно затрудняет получение смежных специальностей. При узкопрофильной подготовке недостаточное внимание уделяется требованиям и принципам работы иностранных компаний, крупных работодателей. Поскольку в каждой компании складывается свой стиль работы, то она охотнее всего будет брать к себе способных, широко образованных молодых людей, которых затем можно научить специфическим навыкам и порядку работы на конкретном рабочем месте. Сегодня для специалиста важна не столько первоначальная подготовка, которую он получил в вузе, а умение продуктивно взаимодействовать с самыми разными людьми, способность самостоятельно мыслить, брать на себя ответственность, проявлять инициативу.
2. Внедрение кредитной технологии обучения.
Основная цель ее введения-повышение качества обучения за счет стимулирования каждодневной самостоятельной учебной работы обучающихся. Студенты прежде всего должны научиться самостоятельно добывать знания и применять их на практике.
Кредитная технология повышает объективность оценки учебной деятельности, требует постоянно улучшать качество учебно-методического обеспечения, стимулирует преподавателей на постоянное возобновление знаний, повышение уровня профессиональной компетентности.
3. Перевод магистратуры на послевузовский уровень образования.
Магистратура выводится на послевузовский уровень образования, так как цели магистерской подготовки выходят за рамки высшего образования.
Такой перевод также позволит вовлечь в подготовку магистров наши НИИ, что даст возможность эффективно использовать их интеллектуальный потенциал, а также применять современное оборудование для проведения практических занятий и выполнения магистерских исследований.
- По словам первого вице-премьера Григория Марченко, в скором времени в Казахстане будет ликвидирован такой социальный институт, как заочное образование. Вы согласны с такой постановкой вопроса?
- В настоящее время общее количество обучающихся в высших учебных заведениях Казахстана составляет свыше 658 тысяч человек. Из них по заочной форме обучаются 344 тысяч студентов, что составляет 52% от всего контингента вузов. Для принятия решения о судьбе заочной формы обучения необходимо провести серьезный мониторинг качества подготовки кадров с учетом интересов общества, государства и личности.
Вероятнее всего, заочная форма обучения будет постепенно трансформироваться в дистанционную форму подготовки специалистов.

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп