Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Ветреная старость В последнее время в обществе крепнет мнение, что накопительная пенсионная система не что иное, как “черная дыра”, куда со временем ухнет наша обеспеченная старость. Как ни странно, питательной средой для подобных разговоров стало развитие самой накопительной системы. Получая распечатки из пенсионных фондов о состоянии персональных счетов, будущие пенсионеры вдруг обнаружили, что, переходя из фонда в фонд, они растеряли часть своих накоплений. “Где деньги?” - с таким вопросом чаще всего казахстанцы обращаются в средства массовой информации, в том числе и в нашу газету При подготовке этого материала выяснилось, что вопрос о деньгах актуален и для большей части сотрудников “НП”. Мы провели небольшое расследование внутри редакции и поняли, что все пути ведут в Государственный накопительный пенсионный фонд (ГНПФ). То есть именно в этом фонде нужно искать наши накопления. Мы не хотим сказать, что в фонде деньги имеют обыкновение пропадать. Просто поначалу ГНПФ был единственным фондом “по умолчанию”, то есть в том случае, когда вкладчик не определился с накопительным фондом, деньги перечислялись именно сюда. Поэтому большинство будущих пенсионеров начинали с ГНПФ. Шесть лет назад, когда реформа только вступила в действие, не только рядовые граждане, но и бухгалтера не очень хорошо представляли себе, каким образом действует накопительная система и что требуется от них. К тому времени относится появление огромного количества ошибочных счетов, присвоение одному и тому же человеку нескольких СИКов. Это привело к тому, что взносы одного вкладчика могли зачисляться на разные счета. Как это происходило, легко проследить на моем собственном примере. В начале 98-го года бухгалтер организации, где я в то время работала, раздала нам анкеты, в которых нужно было правильно указать все паспортные данные, что мы и сделали. И все же во временный СИК вкралась ошибка в моем отчестве. А в платежках по перечислению взносов его вписали без ошибок. Появился еще один счет. Потом я изменила фамилию - еще один счет. А теперь я не могу найти свои деньги, и, вообще, меня нет в базе данных ГНПФ. И подобным историям несть числа. Кто в этом виноват? Бухгалтер, которому было некогда (лень, жаль времени и т.д.) тщательно сверить все данные. Я, потому что мне было некогда (лень, жаль времени) заставить бухгалтера свести все счета в один, известить фонд об изменении фамилии и других данных. По мере появления и закрепления на пенсионном рынке новых пенсионных фондов вкладчики (а чаще всего - работодатели) переходили в другие НПФ. Напомним, что Закон “О пенсионном обеспечении” разрешает делать это не более двух раз в год. Вкладчики же при переходе в иной фонд совершают общую ошибку: не оповещают свой фонд, что они заключили договор с другим НПФ. Кроме того, необходимо написать заявление о переводе пенсионных накоплений, потому что фонд самостоятельно не имеет права распоряжаться деньгами вкладчиков. Иначе получится, что человек, уже имея в одном фонде энную сумму, в другом фонде начинает копить буквально с нуля. В ГНПФ, куда мы пришли вместе с нашим фотокорреспондентом, в течение двух минут нашли его деньги и сделали распечатку, хотя он имел весьма смутное представление, в какой фонд перечислял пенсионные взносы. Для этого достаточно было ввести его реквизиты в базу данных фонда. Это еще раз убедило нас, что деньги на месте, просто их нужно найти, потратив определенные усилия и время. Это мнение подтвердил и председатель агентства Болат Жамишев: - Действительно, существует большое количество невыясненных платежей. В задачи ГНПФ, поскольку он всегда находился под непосредственным управлением госорганов, входила и расчистка этих платежей. Я не считаю, что платежи нельзя найти. Вопрос только в методах поисков, причем эта работа требует времени, серьезных затрат, но это работа государственного фонда, и он никуда не денется, придется все платежи найти. Сегодня эти вопросы являются предметом обсуждения, поскольку одним из условий приватизации ГНПФ является работа по невыясненным платежам. На мой взгляд, самый эффективный путь поиска своих взносов - представить информацию от плательщика, то есть от работодателя. Бухгалтерия должна указать номер платежного документа, по которому были перечислены взносы. В таком случае найти деньги будет несложно. Каждая платежка отмечается в трех местах: в Казахстанском центре межбанковских расчетов, в Государственном центре по выплате пенсий и в самом ГНПФ. Кроме того, хочу подчеркнуть, что все суммы все равно инвестируются и приносят доход. Конечно, здорово, что наши пенсионные накопления приносят доход. Но вот вопрос: кому? Несколько советов от ГНПФ тем, кто решит все-таки заняться поиском своих пенсионных денег. Чтобы проверить, все ли взносы, перечисленные работодателем, поступили на ваш счет в ГНПФ (а также узнать, полностью ли перечисляются взносы), следует получить в организации, где вы работали и работаете после 1998 года, такие сведения: какими платежными поручениями перечислялись в фонд пенсионные взносы, номер платежки, дату, общую сумму платежного поручения и сумму взноса. Если вдруг окажется, что в выписке эти взносы не отражены, проверьте, правильно ли в списках на перечисление пенсионных взносов указывались ваши данные - фамилия, имя, отчество, дата рождения. Ошибки в данных могли привести к открытию ошибочных счетов. А их следует объединить с верным счетом. Для исправления ошибок в организациях, где вы работали и работаете, нужно получить справку-подтверждение и направить ее в ГНПФ. Только на основании этой справки в фонде объединят все счета. И еще в ГНПФ подчеркнули, что каждый вкладчик должен сам проявить инициативу, к своим пенсионным накоплениям нужно относиться так же, как к депозиту в банке. Два вопроса вместо послесловия Если ГНПФ будет ждать, когда поисками займутся сами вкладчики, к какому времени он “расчистит завалы с невыясненными счетами”? Что все-таки будет с “бесхозными” деньгами?
Светлана Грибанова
|