13 февраля 2004
№ 06 (298)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    События 

“Спутник”: Бог терпел и вам велел

Талгат Калиев

Пророк говорил, что он услышит каждого, кто посетит его могилу. Поэтому всякий мусульманин, которому посчастливилось оказаться в Медине, спешит в эту святыню. Хотя путешествие в Медину и посещение усыпальницы пророка не входит в перечень обязательных ритуалов хаджа

Путь к пророку
Нельзя сказать, что он оказался простым. Странно, что вопреки расписанию автобусы пришли на несколько часов позже. Причем изнывавшим от жары паломникам пришлось по команде организаторов занести свой багаж обратно в номера, а через час вынести обратно. Как удалось выяснить, задержка произошла по причине неоплаты казахстанской фирмой “Спутник” части расходов на организацию хаджа. Правда, в последний момент деньги на счет министерства хаджа все же были переведены, и транспорт для путешествия в Медину был подан к гостинице.
В Медине мы остановились в отеле, номера в котором по сравнению с предыдущим мекканским можно назвать апартаментами. Удивительно, что и кормили здесь, не в пример мекканским пайковым пакетам, горячей пищей в нормальной столовой. Хотя, как в конечном итоге заявили арабы, питанием мы обязаны не казахстанским организаторам, а благотворительным инициативам короля Саудовской Аравии.

Выход в мечеть пророка, тоже именуемую здесь Аль-Харам, состоялся в пятницу. Именно в пятницу и именно здесь из окна своего дома провел последний намаз посланник Аллаха. Впоследствии по его завету на этом месте он и был захоронен, а благодарные последователи воздвигли мечеть.
Ее можно без всякого сомнения называть величайшим архитектурным творением. Масштабы комплекса, благородство цветов и щедрая позолота создают ощущение полной гармонии. Если же добавить к этому подземные автостоянки, эскалаторы и стерильную чистоту, то, безусловно, можно понять впечатления тех, кто переступает порог мечети пророка.
Здесь тоже вмещается около миллиона молящихся, но на пятничном намазе мусульманами была заполнена не только мечеть, но и вся прилегающая территория. Так, пять раз в день чарующий голос оглашающего азан имама собирает к мечети потоки людей.
Усыпальница пророка охраняется достаточно строго. Быстрый досмотр, и мои фотоаппараты перекочевывают в руки согласившегося дождаться меня снаружи товарища - съемка внутри запрещена. От входа до выхода пришедшего к пророку несет толпа паломников. Здесь и покрытый позолотой лестничный пролет, на который поднимался на свой последний намаз пророк, сохранившиеся с того времени двери и решетки, отделяющие паломников от места захоронения пророка. Каждый мусульманин по ходу движения пытается причаститься ко всему, чего касалась рука пророка, но попытки прикоснуться к решеткам жестко пресекаются стоящими вдоль них солдатами. Сутки напролет молятся здесь мусульмане, поскольку говорят, что каждый прочитанный здесь намаз равен тысяче обычных, а пророк внемлет каждой мольбе. Тем более что посещение этой мечети традиционно совпадает с завершением сезона паломничества, и каждый пытается успеть как можно больше.

Буря в пустыне
Неизвестно, то ли святая земля не захотела отпускать нас, то ли дело было в чисто организационных моментах, но возвращение нашей делегации оказалось тяжелым.
Ситуация усугублялась тем, что в последний момент нас, на чемоданах ожидавших автобус у входа в отель, покинул представитель компании “Спутник-Казахстан”. Правда, он сослался на то, что все организационные вопросы решит сопровождавший нас представитель духовного управления мусульман Казахстана шейх Мухаммедхусейн. Хотя с самого начала было заявлено, что он отвечает лишь за религиозную, но никак не организационную часть хаджа. Но как бы там ни было, “Спутник” нас покинул, пообещав, что проблем с возвращением в Джидду, куда он привезет неизвестно как оставшийся в Мекке паспорт одного из вылетающих, не возникнет.
Проблемы же, напротив, не заставили себя долго ждать. Сначала спешащие избавиться от беспокойных казахстанцев арабы подогнали автобус и торопили нас с погрузкой.
Уже в автобусе возникли проблемы с оставшимся в Мекке паспортом, из-за чего арабы наотрез отказывались выпускать нас из города. Обещания о том, что паспорт будет доставлен в Джидду, ими не воспринимались, поскольку арабам невдомек, что у нас все делается исключительно в последний момент. В конечном итоге два автобуса выехали, а третий с пассажиром без паспорта остался в Медине.
Правда, с ним остались и билеты всех 150 человек. Посему на ближайшем посту нас задержали ввиду отсутствия билетов на самолет. И если эти пытались вызвать третий автобус, чтобы получить билеты, то те, в свою очередь, не хотели отпускать группу с человеком без паспорта. В конечном итоге пришлось попросту налаживать отношения с арабами и уже чисто на дружеской ноте убеждать их отпустить.
Эти четыреста километров тоже оказались непростыми - впереди нас ожидала буря, позволившая вмиг понять все, что хотел сказать Буш-старший в первую иракскую кампанию. Выходившие из автобуса люди блуждали в трех метрах от автобуса, и если бы не усилия молодых паломников, то, как знать, может быть, поездка завершилась бы для кого-то трагично.
Прибыв в аэропорт, наша делегация вновь оказалась перед дилеммой - третий автобус с оставшимися пятьюдесятью пассажирами и нашими билетами задерживался, правда, представителем “Спутника” через арабов был прислан недостающий паспорт.
Как выяснилось впоследствии, арабы удерживали этот автобус до последнего, пока, наконец, шейх Мухаммедхусейн не пообещал написать об их немусульманском поведении лично королю. В результате за полчаса они выправили дубликат паспорта, и третий автобус выехал в Джидду.

Кажы ждут самолета

Аэропорт пилигримов тоже нельзя было назвать гостеприимным. Назначенный на два часа дня рейс откладывался по неизвестным причинам. Удручало и то, что вокруг красовались вывески пакистанских, турецких и даже узбекских представительств, в которых каждый паломник мог получить необходимую информацию на родном ему языке. Только Казахстан оказался представлен разместившимися кому где повезет полутора сотнями паломников. Посему и информацию о рейсе получить было сложно.
В конечном итоге после десятичасового ожидания группе активистов удалось пробиться на терминал, где проводила посадку компания “Turkich Airlines”, и добиться ускорения рейса.
Однако злоключения паломников на этом не закончились. Сначала никого не обеспокоила быстрая пересадка в стамбульском аэропорту. Секрет оперативности выявился в Алматы, когда пассажиры не обнаружили половину багажа, невесть каким образом оставшегося в Стамбуле. Следующие ночи новоиспеченных кажы были заняты не молитвами, а дежурством в аэропорту, в надежде, что очередным рейсом будет прислан его багаж.
В этом свете актуальным представляется вопрос о введении, по примеру той же Саудовской Аравии, контроля за организацией паломничества на государственном уровне, который должен касаться как самого отбора кандидатов в кажы, так и лицензирования фирм, организующих выезд в хадж. В конце концов, эти вопросы касаются не только каждого паломника в отдельности, но и государства. Как по части формирования его положительного имиджа за рубежом, так и противодействия радикальным течениям.
Рационально было бы и изучить вопрос об открытии Казахстаном, по примеру других стран, сезонного представительства по хаджу на территории Саудовской Аравии. В противном случае, при дальнейшем наслоении подобных нынешнему сезону проблем власти родины ислама попросту придут к выводу о неготовности казахстанцев к отправлению пятого долга и, как это принято у них, попросту перекроют въезд гражданам нашей страны или в лучшем случае сократят квоту.
Конечно, каждый кажы должен обладать выдержкой и спокойствием. К этому призывал пророк, об этом напоминают имамы во время хаджа, а к завершению паломничества люди действительно воспринимают проблемы философски. Хотя уже сама по себе процедура отправления священного пятого долга сопровождается для каждого мусульманина весьма серьезным морально-психологическим и физическим напряжением и опасностями, в преддверии которых отправляющиеся в хадж традиционно прощаются с близкими. И разумеется, возникшие в ходе паломничества чисто организационные моменты при весьма ощутимой для паломников стоимости тура представляются излишними испытаниями.
Но что поделать, как говорится, Бог терпел и нам велел. В конце концов, слава Всевышнему, не багаж, не питание и не организационные вопросы являются главным в этом подлунном мире.

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп