13 февраля 2004
№ 06 (298)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Трибуна 

Вера Петрова,
профессор КазНПУ им. Абая, доктор философских наук:

Стратегия, а не концепция образования!

Отечественная система образования нуждается в реформировании, поскольку она должна соответствовать тем социокультурным преобразованиям, которые происходят в казахстанском обществе.Однако реформа реформе рознь. Предполагает ли подписание так называемого Болонского соглашения незамедлительное, кардинальное реформирование содержания, сути и структуры национальной системы образования? Конечно, нет! Не случайно ни одна из присоединившихся к этому Соглашению стран не делала этого и делать не будет. Хотя инициативу нашего Министерства образования и науки объяснить можно тем, что правительством была поставлена задача перед подведомственными структурами - определить основные направления развития до 2015 года. Не секрет и то, что предыдущие концепции образования, принятые в республике, эффект имели минимальный, отчасти из-за скоропалительной череды не увязанных в единую систему преобразований, реализацией которых к тому же всерьез никто не занимался. Не исправили положение и последующие реформаторские шаги. Это вполне закономерно, поскольку система образования - сложная сфера. Ей противопоказаны масштабные, стремительные, научно не выверенные эксперименты. Она неразрывно связана с глубинными пластами культуры, обрубать их без учета целого ряда моментов - исторических, экономических, политических - недальновидно.
Без сомнения, в проекте концепции есть рациональные зерна. Но без связи с предшествующим опытом реформирования они не дадут богатого урожая на ниве просвещения. Концепция нуждается в апробации в отдельных учреждениях образования различных уровней. На мой взгляд, более продуктивной будет не концепция, а принятие Стратегии развития системы образования на 2004-2015 гг.
Стратегия должна определять основные этапы развития: главное, чтобы повышалось качество образования, создавались условия для нормального функционирования школ, вузов, выплаты приличных зарплат и стипендий.
Что же касается учебы в школе с шести лет - вопрос требует всестороннего анализа. Во-первых, готовы ли дети учиться? Во-вторых, готовы ли школы к их приему? Вспоминается одна школа, где дети из-за холода в помещениях учатся четыре часа в день. В принципе, тем детям, которые хотят учиться, и есть школы, готовые их принять, можно разрешить учебу и с шести лет. Но это правило не должно иметь обязательный, нормативный характер. Предлагается двенадцатилетнее обучение в школе. Современные дети намного раньше взрослеют, чем наше поколение. Надо не удлинять, а наоборот, сокращать годы обучения в школе. Всем известно, что выпускники казахстанских школ легко учатся в лучших университетах мира, имеют более фундаментальную подготовку, чем их сверстники в странах Европы. Прежде чем переходить к 12 годам учебы, надо ответить на вопрос о том, что такое среднее образование, в чем его содержание и предназначение. Если это подготовка к вступлению во взрослую жизнь, то выпускники к ней готовы к 16-17 годам. К примеру, моя дочь в свое время училась 10 лет и блестяще окончила Йельский университет и ее счастье, что она училась не в эпоху перемен - перманентного реформирования отечественной системы образования.
Далее - о бакалавриате, на который делается упор. К сожалению, серьезного анализа того, к чему привело его внедрение, не было проведено. Создается впечатление, что такое разделение на два уровня было просто копированием формы, но не содержания западной системы образования. Известно, что в ней сложились три различных типа магистратуры и имеет место иные принципы подачи учебного материала. У нас же прежний пятилетний объем знаний условно разбили на две части, которые теперь изучаются в бакалавриате и магистратуре.
Удивительно, почему мы пытаемся слепо воспроизвести западную систему образования, которая претерпевает кризис из-за господства в ней технократизма. Все страны пытаются развить систему образования на основе своего социокультурного наследия, но не перестраивая ее на чужой манер. Неважно как назвать выпускника вуза: бакалавр, магистр или дипломированный специалист. Важно другое: теперь студенты пытаются поступить в магистратуру, хотя на занятия особо и не ходят. На жизнь надо зарабатывать. А с академической степенью бакалавра как в своих глазах, так и в глазах работодателей они кажутся неполноценными специалистами.

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп