13 февраля 2004
№ 06 (298)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Мнения 

Концептуальная революция

Ирина Гайкалова

По Концепции образования, предложенной обществу Министерством образования и науки, наши дети будут учиться двенадцать лет. Причем в школу они пойдут не с семи лет, как это делали их деды и родители, а с шести. Это - лишь один пример из целого ряда нововведений. В целом, концепция кажется почти революционной и вызывает споры.
Что такое концепция - очередной эксперимент или четко выверенная схема, во что выльются нововведения и зачем вообще нужны преобразования в системе образования - об этом наш разговор. Приглашая к нему своих авторов и читателей, представляя их мнения, мы очень надеемся быть услышанными разработчиками документа. Мы исходим из одной простой мысли: образование - богатство наше и наших детей, и его реформы касаются каждого из нас

На вопросы “НП” отвечает Серик Ирсалиев, директор департамента развития образования, стратегического и бюджетного планирования Министерства образования и науки РК:
- Серик Азтаевич, чем была вызвана необходимость создания концепции и какие результаты разработчики ожидают после ее внедрения?

- Необходимость концепции вызвана тем, что реформы в образовании отстают от реформ в обществе. Получается несоответствие: образование перестает выполнять функции обслуживания общественных потребностей. Мы живем и работаем в условиях быстро изменяющегося мира, а образование во многом функционирует так, как будто в Казахстане плановая социалистическая экономика. Авторами концепции была целая группа работников: это и сотрудники министерства образования и науки, практикующие преподаватели и ученые. Проект концепции был неоднократно обсужден внутри Министерства образования, вносился в рабочем порядке на рассмотрение в правительство и после неоднократных обсуждений было принято решение о его открытой публикации и широком обсуждении среди педагогического сообщества, и, в целом, среди людей, заинтересованных в развитии нашего образования. Доступ к тексту концепции открыт всем желающим: она была опубликована в СМИ и на сайте нашего министерства. Всего при обсуждении концепции мы получили более 2000 замечаний и предложений. Все они были сгруппированы в несколько блоков и обобщены. Потом на заседании большой группы по доработке концепции все мнения были учтены.
После внедрения основных положений концепции в практику мы ожидаем создания реального и более эффективного интеллектуального базиса для развития государства.
- Концепция вызывает много споров. Есть, на ваш взгляд, у нее несомненные плюсы?
- Все плюсы концепции надо рассматривать в контексте уровней образования, поэтому об этом можно говорить много. Остановлюсь на главных моментах. По нашему мнению, в системе образования имеются три системные проблемы. Первая - материально-техническое и кадровое обеспечение образования. Вторая - содержательная: образование продолжает быть фактологическим, знание центристским, не ориентированным на практику в то время, как в мире в течение последних лет преобладают совершенно иные тенденции. Третья проблема - отсутствие ряда необходимых организационных, структурных элементов функционирования системы образования, которые присущи большинству развитых систем образования в мире - таких, как система внешнего оценивания. Которая является и индикатором, и катализатором развития образования... Если решение материально-технических проблем зависит от экономики страны, то проблему содержания образования и принципов его функционирования мы можем решить с помощью разработки и внедрения таких концептуальных документов.

Загружать все больше нас стали почему-то...

- Некоторые ученые и педагоги утверждают, что в результате внедрения концепции мы получим специалистов узкого профиля, а не широкого, как это делала советская школа, вы согласны с этим?
- Мне не понятно, на чем основан этот вывод. Как раз-таки советская школа готовила специалистов узкого профиля. То была плановая экономика, где выпускники любой узкой специализации находили свое место. Сейчас экономика рыночная, мобильность трудовых ресурсов возросла многократно, технологии развиваются и изменяются очень быстро. Поэтому готовить узких специалистов сейчас бессмысленно. Наша задача - готовить специалистов широкого профиля, чтобы при выходе из вуза они были максимально адаптированы к условиям рынка труда. Они должны иметь больше базовых знаний, умений и навыков, компетенции. По окончании бакалаврской программы они должны быстро найти свое место. Тот же, кто хочет углубить свои знания в конкретном направлении, может пойти в магистратуру. Подготовка специалистов в мире базируется на таком принципе: обучающийся должен иметь как можно более широкий спектр навыков, а по окончании учебного заведения владеть узкой специализацией в зависимости от потребности рынка труда.
- В концепции мы сильно оглядываемся на европейские традиции и при этом рискуем забыть о национальных традициях образования...
- Нет, я не согласен с такой постановкой вопроса. Мы не можем в своем развитии не учитывать общепризнанные мировые тенденции и нормы функционирования систем образования. Все очень просто: есть системы эффективные, которые доказали свою состоятельность, и есть системы закрытые и неэффективные, потенциал саморазвития которых очень слабый. Сейчас наша система образования больше относится ко второй группе, чем к первой. Поэтому, создавая концепцию, мы действительно подробно и глубоко изучали пути развития образования в различных государствах, и не только европейских. Мы никуда не денемся от того позитивного, что наработано многими поколениями наших педагогов в разные годы. Речь идет о том, чтобы на базе достигнутого и того ценного, что у нас есть, двигаться дальше. В представленной концепции преемственность существует.
- Наша страна готова экономически к воплощению всего задуманного в концепции?
- Вопрос экономического подкрепления концепции, конечно, очень актуален. При обсуждении концепции в одном из регионов прозвучала такая фраза: вы нам декларируете высокие требования и стандарты, а у нас нет даже теплых туалетов для детей. Давайте зададимся тогда вопросом: что для нас концептуально важно? Да, несомненно, теплые туалеты строить надо, но решение наших текущих материально-технических и финансовых проблем не должны заслонять от нас перспективы развития. Мир не станет ждать, пока мы решим ежедневные насущные проблемы, он уйдет далеко вперед. Реализация концепции имеет свою цену. Сейчас мы сделали соответствующие расчеты, реализация тех или иных моментов будет зависеть от того, насколько государство примет эту концепцию и насколько будет готово выделять деньги.

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп