13 февраля 2004
№ 06 (298)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    События 

Домашнее видео

Ольга Медведева

“Инцидент в Аркалыкской тюрьме - это провокация, организованная по заказу преступных авторитетов”, - такое заявление в интервью “НП” сделал заместитель председателя Комитета уголовно-исполнительной системы (КУИС) Сергей Тимохович

“Инцидентом” сейчас называют телесюжет о жестоком избиении заключенных в аркалыкской тюрьме. Кадры просто убийственны. Трое надзирателей молча лупцуют дубинками по очереди своих жертв. Заключенный падает, его поднимают. Разворачивают так, чтобы удобно было бить. Слышны только стоны, удары и команда “Встать!”. Самое страшное - и надзиратели и те, кого бьют, совершенно безэмоциональны, все выглядит устрашающе буднично.

Справка “НП”
Аркалыкская “крытка”, или учреждение 166/12, - единственное учреждение в Казахстане, которое официально называется тюрьмой. Здесь содержится самый сложный контингент. Именно сюда посылают отбывать наказание самых отчаянных из отчаянных, опаснейших из опасных. Например, к началу февраля в учреждении содержалось 187 человек, из них 100 - убийцы, большинство - рецидивисты. 19 человек уже были ранее осуждены за злостное неповиновение требованиям администрации и дезорганизацию деятельности исправительных учреждений. На срок свыше 10 лет лишения свободы осуждены свыше 100 человек, в том числе 56 человек получили наказание свыше 20 лет лишения свободы. 10 постояльцев аркалыкской тюрьмы - “смертники”, кого от “вышки” спасли лишь акты помилования.
Аркалыкская тюрьма является самой проблемной по состоянию контингента и много лет числится как учреждение со сложной оперативной обстановкой.

Комментирует полковник Сергей Тимохович:
- 11 января, это был обычный выходной день, один из сотрудников учреждения - некий старшина Омаров, небольшой, но начальник, дал указание трем контролерам вывести из камер нескольких заключенных. Пятерых осужденных вывели во внутренний прогулочный дворик, и далее, по команде Омарова, надзиратели пустили в ход дубинки и кулаки. Сам Омаров в избиении участие не принимал, но все происходящее снимал на видеокамеру.
А 4 февраля эта запись была продемонстрирована по телеканалу “КТК”. Естественно, сюжет вызвал большой резонанс. Немедленно в тот же день для расследования обстоятельств инцидента в Аркалык выехала комиссия Министерства юстиции, представители Генеральной прокуратуры.
Предварительная проверка показала, что весь эпизод был хорошо спланированной акцией, по сути дела, провокацией и срежиссированной инсценировкой. Старшина Омаров попался на крючок к преступным элементам, по его собственному заявлению, еще до эпизода с видеокамерой. Сначала некий незнакомец попросил его передать в зону сотовый телефон. Мы предполагаем, сделал он это не бескорыстно... Выполнив эту просьбу и тем самым нарушив все инструкции, он оказался на крючке. Потом от Омарова тот же незнакомец потребовал пронести в зону цифровую видеокамеру и снять факты избиения осужденных. За это “заказчик” обещал заплатить Омарову тысячу долларов. В случае же несогласия угрожал расправой над ним и его семьей. Для Аркалыка сумма в 1000 долларов кажется настолько громадной, что старшина согласился. Он взял видеокамеру и получил инструктаж, как ею пользоваться. Но поскольку никаких сюжетов для съемки не мог найти в обычной деятельности учреждения, сам принял решение, дал команду вывести осужденных в прогулочный дворик.
“Сегодня трудно сказать, насколько реальны и серьезны были побои, но то, что мы увидели по телевизору, смотрелось очень внушительно, - признает полковник Тимохович.
Когда об этом факте стало известно, всех осужденных обследовала независимая комиссия врачей во главе с главным судмедэкспертом Костанайской области Омарбековым. (Разумеется, спустя три недели ни у одного заключенного телесных повреждений врачи не обнаружили. - Ред.).
- По моему глубокому убеждению и мнению моих коллег, - заявляет заместитель председателя КУИС, - этот инцидент был совершен по заказу лидеров преступного мира с целью компрометации нашей системы и с целью компрометации уголовно-исполнительной политики, проводимой в УИС...
За последние годы, особенно после перевода исполнительной системы из МВД в Минюст, проведена громадная работа по гуманизации, улучшению условий содержания осужденных, отмене существовавших ранее ограничений и запретов.
Главный итог гуманизации впечатляет - только за минувший год “тюремное население” страны сократилось на 20 тысяч человек(!) и сегодня составляет 49 тысяч заключенных. Подобревшие законы освобождают всех, кто заслуживает минимального снисхождения. С одной стороны, это радующая тенденция, потому что чем меньше народу в тюрьме, тем лучше для государства. С другой стороны, зоны все более матереют в том смысле, что там остается самый сложный контингент.
- Преступная среда чрезвычайно заинтересована в наших учреждениях, - говорит Тимохович. - И тем более заинтересована сохранить свое влияние в так называемом “доме”. (Преступники называют аркалыкскую тюрьму “домом”, потому что она одна. - Ред.). Кто имеет власть в “доме”, тот пользуется громадным авторитетом в криминальном мире.
В результате широкого “проката” тюремного триллера против главного режиссера Омарова и троих главных “актеров”-надзирателей возбуждено уголовное дело, им светит срок в местах не столь отдаленных от его последнего места работы, начальник тюрьмы и его заместители временно отстранены от исполнения обязанностей. А как же заказчик, то бишь “продюсер” фильма, спросите вы? По оперативным данным, это был один из самых влиятельных преступных тузов Казахстана.
Перехваченные “малявы” свидетельствуют, что подобные акции готовились и в других казахстанских колониях.

...От редакции
Какие бы криминальные “тузы” ни заказывали подобные инсценировки, они добились главного - общественного резонанса. По своему моральному воздействию такие ЧП сравнимы с терактом. И как бы сегодня ни оправдывались чиновники Минюста, “домашнее видео” отчасти показало правду жизни: как просто купить тюремного надзирателя, как просто пронести в колонию сотовый телефон или видеокамеру. Да что там говорить, если полгода назад в одну из шымкентских колоний мимо всех кордонов завели и вывели журналиста “НП”, и руководство колонии об этом узнало только из наших репортажей. Видимо, в погоне за гуманизацией забыли главное - кто в зоне хозяин?

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп