13 февраля 2004
№ 06 (298)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Люди 

Фотография длиною в жизнь

Галина Галкина

Павлодарской студией “PROFI” (спонсор проекта Александр Пархоменко) выпущен документальный фильм о Дмитрии Поликарповиче Багаеве, фотографе и краеведе Павлодарской области, основателе областного краеведческого музея

Его фотографии - подлинные шедевры. Они остаются загадкой для специалистов, знающих все о технике съемок, о возможностях фотодела прошлого века и наших дней. Работы Багаева для историков - бесценная фотолетопись прошлого Казахстана, правдивая и... живая. Зрители, всматриваясь в его снимки, переживают состояние дежавю: кажется, что остановленная реальность принадлежит им самим: “это было со мною, было с тобой, в сердце было моем”.
Имя Дмитрия Поликарповича Багаева священно для архивистов Казахстана. По определению директора Центрального государственного музея кинофотодокументов и звукозаписей РК Аллы Федоровны Сеитовой, летописец Павлодарского Прииртышья - это профессиональное “клеймо” Багаева.

В фонде Центрального государственного музея кино-фотодокументов и звукозаписей РК находится 140 тысяч единиц хранения. Из них фонд Д. П. Багаева составляет 1,5 тысячи единиц, из них одна четвертая - на стекле

- Он был удивительным энтузиастом. Фотографировать начал еще ребенком, будучи подмастерьем в фотомастерской. Качеству фотографии учился у настоящих мастеров. Ему интересно было снимать обычных людей - на улицах, на базарах, около юрт. Его фотобытописание оказалось самым достоверным. И самым профессиональным. На мой взгляд, жанровые этнографические зарисовки - наиболее интересная часть нашей огромной фотоколлекции. Ее уникальность еще и в том, что багаевские негативы, которые мы храним, это оригиналы на стекле. Прошло сто лет со дня их создания, и качество их нисколько не изменилось, наоборот, подчас негативы на стекле и сделанные с них фотоотпечатки гораздо лучше, чем все то, что производится сегодня на современных фотокамерах. Одного энтузиазма недостаточно, но когда он подкреплен профессионально, то тогда остается неизгладимый след. В истории не только Прииртышья, но и всего Казахстана среди множества замечательных фотографов Багаев стоит особняком. Его отличает глубокий патриотизм.

Помол муки на ручной мельнице. До 1917 года

Посмотрите, какие светлые лица на его снимках! Какой бы тяжелой ни была судьба героев его фотографий, в нищенстве, голоде, они полны жизни. Фотограф смотрел на людей, которых снимал, особенным, влюбленным взглядом: так увидеть и передать мог только очень талантливый человек. Багаевские работы вызывают щемящее чувство сопереживания, это и есть признак подлинного искусства фотографии. Дмитрий Поликарпович Багаев обладал нетрафаретным взглядом на своих героев - от сердца к сердцу. Как бы ни звучала банально эта фраза. Удивительно, но и сегодня устанавливается эта связь - от сердца его персонажей к сердцам зрителей.
Земляк, соратник и друг Дмитрия Багаева Иван Лагутин называет павлодарского краеведа дирижером.
- Он дирижировал нами, добиваясь, чтобы мы обязательно исполняли то, что он просит. В нем поражало его вдумчивое, корректное, строго-серьезное отношение ко всему. Он был непохож на простолюдина.
Александр Пархоменко, фотограф, спонсор телефильма “Фотография длиною в жизнь”, своим проектом отдает дань земляку и коллеге:
- Быть фотографом в начале прошлого века равно было подвигу. В наши дни фотография достигла высот технического совершенства, но в те годы фотографы, путешествуя, буквально набивали свои повозки аппаратурой. Фотографии, созданные Багаевым, сегодня поражают своим мастерством.
Павлодарский историк Мария Тереник, кандидат исторических наук, профессор, считает Багаева уникальным явлением:
- Второго такого человека не было не только в Павлодаре, но и нигде больше. Полвека посвятил Багаев истории города. Он не был профессиональным историком, но при этом воссоздал пласт истории нашего края.

Аксакал трет табак. 20-е годы

Дмитрий Поликарпович Багаев вел дневник, в котором старался с такой же точностью, как и в своих фотографиях, воссоздать окружающую действительность, свое место в ней.
“Как только стал самостоятельным фотографом, немедленно решил испытать свои силы на фотовыставках. Подражая передвижникам и как революционер, я избрал темой для своих работ отрицательные стороны самодержавия: тяжелый труд, бедность, страдания и т.д. Все эти работы являются уникальными и составляют украшение Павлодарского музея. На всех выставках, где принимал участие, мои работы были отмечены наградами, а на Всероссийском конкурсе в 1912 году мне присуждена наивысшая награда Гран-при, за эти же работы Сибирское отделение географического общества избрало меня своим членом-корреспондентом.
В 1915 году был мобилизован в армию, служил в Ново-Николаевске в 21-м Сибирском запасном полку в должности фотографа. В первые же дни революционных событий 1917 года командир нашего полка, герой империалистической войны полковник Злобин мне сказал: “Начинаются великие события, снимки этого времени будут иметь огромное историческое значение, а поэтому сейчас же бери фотоаппарат и иди в город, так как сейчас будут выступать воинские части, а наш 21-й полк первым пойдет под Красным знаменем”. С этого времени я твердо встал на вахту фотографа-историка.

В 1918 году возвратился в Павлодар. Верный своему долгу, я всюду, где происходили события исторического значения, появлялся с фотоаппаратом, стараясь не пропустить ни одного момента. В 1929 году проходил в Москве курсы практической фотографии, где преподавателями были Чибисов, Клепиков, Коппельбаум и другие мастера фотографии.
С первых дней коллективизации и строительства совхозов приступил к их фотографированию.
Павлодарский облисполком вынес решение об организации областного музея, меня назначили временно директором музея, а фотографию прикрепили к музею как подсобное предприятие. До 1946 года музей не был включен в бюджетную смету, а потому все расходы по организации музея производились за счет прибылей от фотографии. Незадолго до начала войны я демонстрировал свои работы в Музее этнографии и антропологии при академии наук в Ленинграде. Академик Нефедов в присутствии работников отдела Передней и Средней Азии выразил мне благодарность за то, что “я не упустил случая увековечить кочевой быт”, чего в академии нет.
При советской власти, случалось, отсутствовали в продаже фотопластинки. Изготовляя их домашним способом, мы успешно в 1941-1945 годы удовлетворяли потребности фронтовиков и их семейств. Я получил много благодарностей с фронта. Один снайпер писал: “Не откажите, сфотографируйте мою семью, а я за ваш счет убью трех фашистов”.

Фотографии из коллекции Центрального государственного архива
кинофотодокументов и звукозаписей РК.
Материалы предоставлены Людмилой Гусаковой.
Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп