Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Фотография длиною в жизнь Галина Галкина Павлодарской студией “PROFI” (спонсор проекта Александр Пархоменко) выпущен документальный фильм о Дмитрии Поликарповиче Багаеве, фотографе и краеведе Павлодарской области, основателе областного краеведческого музея Его фотографии - подлинные шедевры. Они остаются загадкой для специалистов, знающих все о технике съемок, о возможностях фотодела прошлого века и наших дней. Работы Багаева для историков - бесценная фотолетопись прошлого Казахстана, правдивая и... живая. Зрители, всматриваясь в его снимки, переживают состояние дежавю: кажется, что остановленная реальность принадлежит им самим: “это было со мною, было с тобой, в сердце было моем”. Имя Дмитрия Поликарповича Багаева священно для архивистов Казахстана. По определению директора Центрального государственного музея кинофотодокументов и звукозаписей РК Аллы Федоровны Сеитовой, летописец Павлодарского Прииртышья - это профессиональное “клеймо” Багаева.
| В фонде Центрального государственного музея кино-фотодокументов и звукозаписей РК находится 140 тысяч единиц хранения. Из них фонд Д. П. Багаева составляет 1,5 тысячи единиц, из них одна четвертая - на стекле |
- Он был удивительным энтузиастом. Фотографировать начал еще ребенком, будучи подмастерьем в фотомастерской. Качеству фотографии учился у настоящих мастеров. Ему интересно было снимать обычных людей - на улицах, на базарах, около юрт. Его фотобытописание оказалось самым достоверным. И самым профессиональным. На мой взгляд, жанровые этнографические зарисовки - наиболее интересная часть нашей огромной фотоколлекции. Ее уникальность еще и в том, что багаевские негативы, которые мы храним, это оригиналы на стекле. Прошло сто лет со дня их создания, и качество их нисколько не изменилось, наоборот, подчас негативы на стекле и сделанные с них фотоотпечатки гораздо лучше, чем все то, что производится сегодня на современных фотокамерах. Одного энтузиазма недостаточно, но когда он подкреплен профессионально, то тогда остается неизгладимый след. В истории не только Прииртышья, но и всего Казахстана среди множества замечательных фотографов Багаев стоит особняком. Его отличает глубокий патриотизм. | Помол муки на ручной мельнице. До 1917 года |
Посмотрите, какие светлые лица на его снимках! Какой бы тяжелой ни была судьба героев его фотографий, в нищенстве, голоде, они полны жизни. Фотограф смотрел на людей, которых снимал, особенным, влюбленным взглядом: так увидеть и передать мог только очень талантливый человек. Багаевские работы вызывают щемящее чувство сопереживания, это и есть признак подлинного искусства фотографии. Дмитрий Поликарпович Багаев обладал нетрафаретным взглядом на своих героев - от сердца к сердцу. Как бы ни звучала банально эта фраза. Удивительно, но и сегодня устанавливается эта связь - от сердца его персонажей к сердцам зрителей. Земляк, соратник и друг Дмитрия Багаева Иван Лагутин называет павлодарского краеведа дирижером. - Он дирижировал нами, добиваясь, чтобы мы обязательно исполняли то, что он просит. В нем поражало его вдумчивое, корректное, строго-серьезное отношение ко всему. Он был непохож на простолюдина. Александр Пархоменко, фотограф, спонсор телефильма “Фотография длиною в жизнь”, своим проектом отдает дань земляку и коллеге: - Быть фотографом в начале прошлого века равно было подвигу. В наши дни фотография достигла высот технического совершенства, но в те годы фотографы, путешествуя, буквально набивали свои повозки аппаратурой. Фотографии, созданные Багаевым, сегодня поражают своим мастерством. Павлодарский историк Мария Тереник, кандидат исторических наук, профессор, считает Багаева уникальным явлением: - Второго такого человека не было не только в Павлодаре, но и нигде больше. Полвека посвятил Багаев истории города. Он не был профессиональным историком, но при этом воссоздал пласт истории нашего края.
| Аксакал трет табак. 20-е годы |
Дмитрий Поликарпович Багаев вел дневник, в котором старался с такой же точностью, как и в своих фотографиях, воссоздать окружающую действительность, свое место в ней. “Как только стал самостоятельным фотографом, немедленно решил испытать свои силы на фотовыставках. Подражая передвижникам и как революционер, я избрал темой для своих работ отрицательные стороны самодержавия: тяжелый труд, бедность, страдания и т.д. Все эти работы являются уникальными и составляют украшение Павлодарского музея. На всех выставках, где принимал участие, мои работы были отмечены наградами, а на Всероссийском конкурсе в 1912 году мне присуждена наивысшая награда Гран-при, за эти же работы Сибирское отделение географического общества избрало меня своим членом-корреспондентом. В 1915 году был мобилизован в армию, служил в Ново-Николаевске в 21-м Сибирском запасном полку в должности фотографа. В первые же дни революционных событий 1917 года командир нашего полка, герой империалистической войны полковник Злобин мне сказал: “Начинаются великие события, снимки этого времени будут иметь огромное историческое значение, а поэтому сейчас же бери фотоаппарат и иди в город, так как сейчас будут выступать воинские части, а наш 21-й полк первым пойдет под Красным знаменем”. С этого времени я твердо встал на вахту фотографа-историка.
|
В 1918 году возвратился в Павлодар. Верный своему долгу, я всюду, где происходили события исторического значения, появлялся с фотоаппаратом, стараясь не пропустить ни одного момента. В 1929 году проходил в Москве курсы практической фотографии, где преподавателями были Чибисов, Клепиков, Коппельбаум и другие мастера фотографии. С первых дней коллективизации и строительства совхозов приступил к их фотографированию. Павлодарский облисполком вынес решение об организации областного музея, меня назначили временно директором музея, а фотографию прикрепили к музею как подсобное предприятие. До 1946 года музей не был включен в бюджетную смету, а потому все расходы по организации музея производились за счет прибылей от фотографии. Незадолго до начала войны я демонстрировал свои работы в Музее этнографии и антропологии при академии наук в Ленинграде. Академик Нефедов в присутствии работников отдела Передней и Средней Азии выразил мне благодарность за то, что “я не упустил случая увековечить кочевой быт”, чего в академии нет. При советской власти, случалось, отсутствовали в продаже фотопластинки. Изготовляя их домашним способом, мы успешно в 1941-1945 годы удовлетворяли потребности фронтовиков и их семейств. Я получил много благодарностей с фронта. Один снайпер писал: “Не откажите, сфотографируйте мою семью, а я за ваш счет убью трех фашистов”.
Фотографии из коллекции Центрального государственного архива кинофотодокументов и звукозаписей РК. Материалы предоставлены Людмилой Гусаковой.
|