13 февраля 2004
№ 06 (298)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Исследования 

Cначала экономика, потом политика

Карим ИБРАЕВ

В конце минувшего года в канадском городе Торонто состоялась научно-практическая конференция “Современный Казахстан: между Востоком и Западом”, в которой принимали участие ученые, политологи ряда ведущих университетов США и Канады, а также представители частных компаний этих стран и международных исследовательских организаций

Дебютная идея
Участники международной конференции говорили о том, что Казахстан на протяжении всего периода своей независимости демонстрирует завидную последовательность в проведении масштабных экономических реформ. Так, например, официальный представитель МВФ Эйвинд Тандберг уверен: “Казахстан является примером наиболее успешного сотрудничества с Международным валютным фондом и лидирует среди стран бывшего СССР, включая Россию и прибалтийские страны, в реформировании финансово-кредитной системы”. По словам господина Тандберга, результаты реформ убеждают экспертов МВФ в том, что “Казахстан может служить моделью не только для стран бывшего СССР, но и всех восточно-европейских стран бывшего социалистического лагеря”.
Тут важно подчеркнуть, что в безусловные лидеры Казахстан угодил отнюдь не в результате случайного стечения мировых обстоятельств. Нынешние экономические достижения республики были в известной степени спланированы и предопределены Стратегией “Казахстан-2030: процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев”, принятой еще шесть лет назад. Не случайно многие авторитетные наблюдатели, оценивая пройденный Казахстаном путь, прежде всего отмечают экономические успехи. Ведь именно экономика лежит в основе существования самого государства. “Мы порой говорим о свободе и демократии, о благе народа, процветании и культуре, но все это пустые слова, если в стране не создана мощная, способная решать эти вопросы экономика, - заявил недавно президент Нурсултан Назарбаев.
- Те, кто делал упор на политику, а не на экономику, - проиграли. Вспомните бывший СССР, посмотрите на ситуацию в ряде постсоветских республик”. С распадом единого государства Казахстан не только обрел суверенитет, но и столкнулся с жесточайшим кризисом, который уже вовсю бушевал в недрах советской плановой экономики. К тому моменту по основным экономическим параметрам Казахстан занимал десятое-двенадцатое места, заметно отставая от республик Прибалтики и Закавказья, Белоруссии, Молдавии и Украины. Люди старшего и среднего возраста еще помнят многомесячные задержки с выплатой зарплат и пенсий, пустые прилавки магазинов...
В этих условиях совершенно очевидной представлялась ключевая задача начального периода - коренным образом изменить существующие в стране экономические отношения. Для этого требовалось как можно быстрее сломать прежнюю систему государственного патернализма и перейти к частной собственности. Предстояло разбудить ответственность и предприимчивость у граждан, привыкших к тотальному диктату государства. Раздача в частную собственность дачных, приусадебных участков и государственных квартир всей задачи, разумеется, не решала. Сама жизнь подсказывала необходимость быстрой и энергичной приватизации, которая в Казахстане имела четыре ярко выраженных этапа.

Частная инициатива
На первом этапе (1991-1992 годы) было приватизировано свыше 4,5 тысячи предприятий. Аукционы и конкурсы проводились только после получения соответствующих заявок трудовых коллективов. Нередко всю производственную и социальную инфраструктуру работники предприятий получали в коллективную собственность на безвозмездной основе. Ориентация на коллективистские начала в то время была неизбежна и естественна, но не позволяла в полной мере использовать потенциал частной инициативы.
Поэтому в ходе второго этапа (1993-1995 годы) главой государства была утверждена Национальная программа разгосударствления и приватизации, позволившая в сжатые сроки передать в частные руки более 6 тысяч объектов сферы бытового обслуживания, торговли и общественного питания. Параллельно шла работа по акционированию предприятий. По индивидуальным проектам приватизации были проданы Алматинский табачный комбинат и Чимкентская кондитерская фабрика. В страну пришел крупный иностранный капитал. Своевременные инвестиции спасли тогда знаменитый Карметкомбинат, многие другие предприятия горнодобывающей и металлургической промышленности.
Третий этап (1996-1998 годы) ознаменовал собой переход к секторным программам, когда началась широкая приватизация в сфере электроэнергетики и нефтегазовой отрасли.
И, наконец, четвертый этап, который начался в 1999 году и продолжается по настоящее время, стал временем перераспределения полномочий между уровнями государственного управления и распоряжения собственностью.
Таковы основные этапы становления частного сектора, в котором сейчас производится около 85 процентов всей промышленной продукции республики. Между тем, не надо забывать и о такой особенности казахстанских реалий: главным инициатором и проводником экономических и политических преобразований стал сам президент республики, которому на первых порах приходилось преодолевать как инертность основной массы населения, так и глухое сопротивление консервативного чиновничества.
Кроме того, все это происходило на фоне нараставшей в парламенте политической борьбы, которая отвлекала от принятия жизненно важных для всей страны решений. Некоторые политически ангажированные депутаты голосовали за такие популистские законы, для реализации которых у государства попросту не было денег. В той ситуации, когда казна была пуста, все это слишком походило на откровенное провоцирование всенародного недовольства.
Таким образом, логика реформ требовала не только четких правил игры и современных рыночных законов, но и жесткой вертикали исполнительной власти, когда все уровни управления без промедления проводят в жизнь установки политического Центра.

Воля и система
Рубежным для казахстанских реформ можно считать 1995 год, когда из-за нарушений выборного законодательства был распущен старый Верховный Совет, а граждане страны проголосовали на референдуме за новую Конституцию, которая окончательно закрепила президентскую форму правления. Глава государства получил дополнительные полномочия, которыми не преминул воспользоваться в период, пока еще не был избран новый двухпалатный парламент страны. Именно тогдашними указами президента, имеющими силу закона, была заложена практически вся законодательная база рыночной экономики. Самые важные из них: “О Национальном банке”, “О банках и банковской деятельности”, “О банкротстве”, “О земле”, “О нефти”, “Об акцизах”, “О ценных бумагах и фондовых биржах”, “О налоговом регулировании” и другие.
Пожалуй, с этого момента казахстанцы стали обретать реальную надежду на улучшение своей жизни. Совершенствовалось законодательство, правительство решало самые насущные и первоочередные задачи. Вместе с тем было очевидно, что государство нуждается в какой-то глобальной программе, которая бы обеспечила стройность и согласованность всех реформ. И в октябре 1997 года Нурсултан Назарбаев обнародовал долгосрочную Стратегию развития Казахстана до 2030 года.
“Мы слышали немало критики в адрес этой программы, - говорит сейчас президент республики. - Но теперь все знают, что наши планы исходят из данной Стратегии, и первые результаты уже видны”. Результаты, действительно, впечатляют.
В последние три года темпы роста внутреннего валового продукта превышают 10 процентов. Если в 1993 году ВВП на душу населения составлял около 700 долларов, то за эти десять лет он вырос почти в три раза и приблизился к 2 тысячам долларов. При этом уровень ежегодной инфляции не превышает 6-7 процентов. Международные резервы Национального банка и средства Национального фонда в совокупности превысили 8 миллиардов долларов.
Казахстан досрочно расплатился с долгами МВФ в сумме 400 миллионов долларов и своевременно погасил еврооблигации на 350 миллионов долларов. Финансовая система республики по праву считается лучшей в СНГ. Совокупные активы 36 казахстанских банков, 16 из которых созданы при участии иностранного капитала, составляют более 10 миллиардов долларов. За три последних года объемы банковских вкладов населения увеличились в три раза. Официальная ставка рефинансирования Нацбанка в прошлом году составила 7 процентов, что также является лучшим показателем в СНГ.
Два года в стране действует новый Налоговый кодекс, оптимально сочетающий интересы государства и налогоплательщиков. Так, в целях стимулирования деловой активности и диверсификации экономики ставки налога на добавленную стоимость снижены до 16 процентов, а социального налога - до 21 процента. В нынешнем году правительство намерено также последовательно уменьшать налоговое бремя.
Скоро будет принят новый Бюджетный кодекс. В минувшем году доходная часть государственного бюджета превысила психологически важный рубеж в один триллион тенге.
Международный авторитет республики подтвержден тем, что Европейский союз и США признали Казахстан первой в СНГ страной с рыночной экономикой. Казахстан является лидером СНГ и по объему привлекаемых иностранных инвестиций на душу населения. Сегодня в республике работают практически все влиятельные транснациональные компании мира.
...”Казахстан является наиболее активно развивающейся страной в экономическом, политическом, хозяйственном и человеческом направлении, - считает известный российский политик, мэр Москвы Юрий Лужков. - Я восхищаюсь той системой, которая планируется и реализуется в Казахстане”. Да, экономический прорыв, который Казахстан совершил за сравнительно короткий исторический срок, сегодня вызывает немало восторженных отзывов за рубежом. При этом многих, конечно, интересует: в чем главный секрет этого успеха?
На этот вопрос уже ответил сам президент Назарбаев:
- После тяжелых поисков первых лет независимости я окончательно понял, какая модель нужна стране в переходный период, - сказал он на торжественном собрании по случаю двенадцатой годовщины казахстанской независимости. - Я бы охарактеризовал ее так: сначала экономика, потом политика. Максимально либеральная, открытая и конкурентная экономика. Сильная и ответственная перед народом власть, которая может проводить тяжелые, но нужные стране радикальные реформы. Но не шоковые. Демократизация общества, но не ослабление государственной власти, которая ответственна за стабильность и будущее страны”.

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп