6 февраля 2004
№ 05 (297)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Тема 

Шкурный интерес

Сейчас единственной серьезной статьей казахстанского сельхозэкспорта является только зерно. Но ведь не хлебом единым живо наше село. Отчего такая ущербность? У нас многомиллионное поголовье самой разной домашней живности, а по численности овец республика и вовсе входит в десятку ведущих стран. Но казахстанское мясо на внешнем рынке не востребовано, и отнюдь не по причине низкого качества. Просто избалованный западный потребитель не привык покупать кота в мешке.
В то время, когда в той же Европе или Америке каждый кустик инвентаризован и, образно говоря, “переведен на цифру”, а каждый коровник - в Интернете, наши аграрии по-прежнему пребывают в каменном веке. Что там членство-нечленство в ВТО - из-за элементарных соображений безопасности, из-за боязни повредить свой нежный европейский желудок неизвестной азиатской заразой западные покупатели остерегутся покупать наше продовольствие.
Почему мы до сих пор пребываем в каменном веке? Почему торгуем зерном, а не макаронами или хотя бы мукой, шкурами, а не дубленками, кожей, а не ботинками?
Ответ известен. Или неизвестен?
Dалее

 

Большой хлеб

Вячеслав Щекунских

Как Казахстану вернуть былую славу зерновой страны, а труд землепашца вновь сделать не только почетным, но и выгодным? Dалее

 

Последняя кочевка

В эти дни в Астане (бывшем Целинограде) проходят празднования, посвященные 50-летию освоения целины. Однако на самом деле подумывать об освоении огромных пустующих просторов Казахстана, Сибири, Кавказа и Урала советское государство начало гораздо раньше, еще в 20-х годах прошлого века

Впервые эта мысль прозвучала на V съезде КПСС. После Октябрьской революции городское население сильно выросло, продовольствия не хватало. Проблема могла быть решена вовлечением в хозяйственный оборот новых, необрабатываемых плодородных земель. И хотя уже тогда высказывались опасения, что климат и почва так называемого целинного пояса не подходят для земледелия, а более приспособлены для исторически сложившегося кочевого скотоводческого хозяйства, руководители партии приняли решение.
В 20-30-х годах была проведена разведка, результаты которой оказались оптимистичными. Но планам помешала война. Давнишний план удалось воплотить в жизнь только в послевоенное время, когда освоение казахстанской целины было одобрено на пленумах ЦК КПСС 1953 и 1954 годов. Тогда и стартовал самый грандиозный казахстанский проект.

Знаковые вещи эпохи: медаль “За освоение целинных земель”, орден Трудового Красного Знамени, книга Л.И.Брежнева “Вопросы аграрной политики КПСС и освоение целинных земель Казахстана”. Объем сувенирной книги для партийной элиты 660 листов, размер меньше спичечного коробка, тираж всего 10 экземпляров

В Казахстане тогда было поднято 18 миллионов гектаров земли. В марте 1954 года в Казахстан сразу приехало более 280 тысяч человек. В больших количествах в республику поступала сельскохозяйственная техника, заработали местные предприятия по производству запчастей. Сбор зерновых культур увеличился с 330 миллионов до 1350 миллионов пудов.
Но, с другой стороны, распашка огромных площадей привела к сокращению пастбищ и, соответственно, к кризису в традиционной отрасли сельского хозяйства республики - животноводстве. В связи со сложившейся обстановкой в 1955 году было принято решение обязать почти 230 совхозов заняться разведением скота и производством кормовых культур. В результате с большим трудом удалось поднять общую численность скота в республике к 1960 году до 37,4 миллиона голов. Всего в годы освоения целины (1954-1960 гг.) было распахано 25,5 миллиона гектаров земли. На этот проект государством было выделено более 20 миллиардов рублей.
Впрочем, уже к 1960 году в Северном Казахстане из-за нерационального освоения целинных земель из хозяйственного оборота было выведено более 9 миллионов гектаров. С начала 60-х годов пошли периодические засухи, приведшие к катастрофе 1963 года, когда впервые страна была вынуждена для обеспечения продовольствием закупить за границей 12 миллионов тонн зерна в сумме на 1 миллиард долларов. Эффективность целинных почв ежегодно падала, и если в 1954-58 годы средняя урожайность была 7,3 центнера с гектара, то в 1961-1965 годы она снизилась до 6 центнеров с гектара.
Для Казахстана этот период был поистине революционным в формировании культуры, инфраструктуры и вообще в мировоззрении людей. Оседлая культура сменила многовековую кочевую - событие грандиозного масштаба, которое изменило облик страны и психотип народа.
Если же говорить строго об экономических последствиях, то имеются и плюсы, и минусы. С одной стороны, благодаря концентрации людей в стране появились новые заводы, фабрики, учебные заведения, в республику пришли индустриализация и цивилизация. Вместе с тем, огромные посевные площади пришли в негодность из-за эрозии почвы, северные ветра просто снесли плодородные слои земли. Кроме того, было нарушено вековое кочевое хозяйство коренного населения, пропали огромные пространства пастбищных угодий.

Андрей Прохоренко

Хруст французской булки

Старшее поколение еще помнит, что в августе весь Алматы пропитывался ароматом яблок. Сами горожане, может быть, и не замечали густого яблочного духа - принюхались, а приезжие не могли надивиться на это чудо. Впрочем, возможно, все эти рассказы из области “а вот раньше...”. Раньше и снег был белее, и дождь мокрее, и не было ничего вкуснее булки с крепким пупырчатым огурчиком с грядки. И есть в этом доля правды. Сегодня мы опасаемся ранних фруктов и овощей: отравления пестицидами и нитратами, которыми напичканы те же огурцы и помидоры, стали почти обычным явлением. Не будем вспоминать о генетически модифицированных продуктах: пока наши ботаники и агрономы о таких экспериментах только читают.
В мировом сельском хозяйстве параллельно с агротехнологиями XXI века развивается и другое направление: производство экологически чистых продуктов. В Европе его называют возвращением к истокам. Что интересно, опыт фермерских хозяйств, которые специализируются на выращивании пшеницы, овощей, фруктов, получении мяса, молока и яиц без применения химикатов, трансгенов и других современных разработок, показал, что дело это не столь простое, требующее больших затрат. Надеяться на суперурожаи не приходится. Например, в Германии в производстве сельхозпродукции в целом экологически чистая составляет всего 3 процента. Руководство страны стремится поднять в ближайшие пять лет эту цифру хотя бы до 20 процентов, но сами фермеры считают, что в лучшем случае она вырастет до 5-6 процентов. Причина - низкие доходы при высокой себестоимости. Урожайность зерновых ниже, чем при обычном земледелии на 50 процентов.
Зато хлеб, испеченный из экологически чистой пшеницы, по свидетельству потребителей, “пахнет, как в детстве”. На эту продукцию существует устойчивый спрос, хотя стоит она достаточно дорого: если речь идет о здоровье, люди обычно не экономят.
Без поддержки фермерам пришлось бы туго. Поэтому Европейский союз всячески стимулирует производство экологически чистых продуктов. Кроме обычных субсидий для крестьян, “фермеры-экологи” в первые 3-5 лет получают дополнительные выплаты. Но за так эти деньги не дают. Согласно директивам ЕС экологическим хозяйствам запрещается применять пестициды, гербициды и вообще любые удобрения.
Такой вот парадокс: у них поддерживают земледелие и животноводство без применения всяких современных бяк, а в Казахстане у фермеров не хватает денег на минеральные удобрения. Может быть, и нам создать прецедент: пусть мелкие хозяйства займутся на первых порах хотя бы выращиванием экологически чистых овощей и фруктов. Спрос будет обеспечен. Чур, я в очереди первая!

Светлана Грибанова
Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп