30 января 2004
№ 04 (296)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Исследования 

У разбитого корыта
Не все страховые компании несут бремя ответственности перед своими клиентами, которые в “аварийных” ситуациях оказываются, мягко говоря, в неловком положении перед пострадавшими. Другими словами, последние ждут от страховиков материальной компенсации за нанесенный ущерб неделями, а то и месяцами. Есть ли выход из этой ситуации?

С этими и другими вопросами автовладельцы не раз обращались в нашу редакцию. За разъяснениями мы обратились в одну из страховых фирм - АО СК “Алтын-полис”, на которую, кстати, тоже были претензии.
Оказывается, как сказал аварийный комиссар этой компании Евгений Седов, пострадавшие сами виноваты в затягивании сроков выплаты компенсации ущерба. По его словам, многие автовладельцы считают дни сразу после дорожного происшествия. А на деле ждать положено в течение 7 банковских дней только после предъявления пакета документов, характеризующих аварию по результатам экспертизы. “Пока ко мне не поступят все документы, заявление лежит мертвым грузом. Я даже не произвожу осмотр машины”, - заявил он. Чтобы получить компенсацию - максимум 400 месячных расчетных показателей - нужны заявление виновника, страховой полис и документы из ГАИ.
Кроме этого, как признался Евгений Седов, сроки затягиваются из-за документов, составленных госавтоинспекторами. “Часты случаи, когда вроде виновата одна сторона, а решение выносится в другую сторону”, - деликатно пояснил он. На действия ГАИ страховая фирма отсылает протест в прокуратуру, которая позже выносит свое решение. Сколько времени это длится - не конкретизируется. Кстати, в прокуратуру страховщик обращается лишь в тех случаях, когда маячит приличная сумма, когда очевидно, что виновна другая сторона или когда есть видимость предвзятости гаишников.
В задержке могут быть виновны даже эксперты самой компании, как выразился Евгений Седов, по причине большого объема работ. Если же сроки затягиваются исключительно по вине компании, ее клиент вправе подать на нее в суд и получить компенсацию. Но пока клиентура этой фирмы в суды не обращалась.
Для объективной оценки ситуации мы заглянули в законодательство. Так, по закону о гражданско-правовой ответственности автовладельцев страхователь, если установлен факт ДТП, в течение 3 дней обязан уведомить об этом страховую компанию. А та, при предоставлении полного пакета документов и после оценки ущерба, в течение 7 дней обязана выплатить компенсацию по реквизитам, указанным в заявлении потерпевшей стороны.
В пакет входит ряд документов, в том числе страховой полис (дубликат), документ, подтверждающий факт наступления страхового случая, и размер вреда, причиненного потерпевшему, копия справки организаций здравоохранения о сроке временной нетрудоспособности потерпевшего. Если ДТП привело к смерти, нужна копия свидетельства об этом факте.
Если же страховая компания вовремя не выплачивает положенные деньги, по Административному кодексу она должна нести ответственность, которая выражается в 20 МРП. Но если поэтапные санкции - письменное предписание, наложение штрафа - не возымели должного действия, следует другая санкция - приостановление действия лицензии на право заключения новых договоров страхования (до 6 месяцев). Если в течение назначенного периода компания выплатила штрафы, устранила нарушения, ее лицензия может быть возобновлена. В противном случае ей грозит последняя и самая страшная санкция - аннулирование лицензии.
Этот механизм начнет действовать, если подать на страховую компанию в суд. Примечательно, что потерпевшая сторона, согласно Налоговому кодексу, освобождается в судах от уплаты госпошлины.
По словам президента Национальной лиги потребителей Казахстана Светланы Савченко, полис является элементом договора между страхователем и страховщиком. После наступления аварии сроки экспертизы, выплаты компенсации должны быть строго оговорены. Если сроки затягиваются, надо подавать исковое заявление в суд. “Были факты, когда деньги у потерпевших просто вымогались: платили кассиру за очередность”, - вспоминает Светлана Савченко.
Подать в суд - единственный способ разрешения конфликта. Другого способа нет! Конечно, это потребует времени, но потерпевший в этом случае может потребовать возмещения морального вреда сверх суммы компенсации. Сколько - зависит от ситуации. Все в руках судьи. Всякое может быть: от испуга до сердечного приступа.

Асан Куанов
Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп