9 января 2004
№ 01 (293)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Исследования 

Турширма

Новый год или Рождество - отличное время, чтобы устроить себе каникулы и отправиться в путешествие в какие-нибудь волшебные края. Конечно, такой подарок себе и близким стоит денег, но не это расстраивает. Обидно, когда “деды морозы” из турфирм начинают доставать из мешка с пакетами фальшивые гостинцы, приносящие не радость, а одно разочарование

Турфирм в стране как грибов после дождя. При этом так же, как и с грибами, не со всеми туркомпаниями полезно знакомиться. Потому что у последних есть привычка манипулировать своими тарифами. Смотришь объявление - одна цена, приходишь в контору - уже другая. Объясняется это совершенно простым языком - замануха, из-за которой можно лишиться, как минимум, пары-тройки сотен баксов. Другим языком эти злодеяния именуются как недобросовестная реклама, что в принципе смысла не меняет. Как поступать гражданам, попавшим в такую неприятную ситуацию?

Накануне Нового года, когда рекламы было особенно много, мы наугад набрали номера телефонов некоторых из них. Оговоримся: здесь вы не увидите названий фирм, да это и не нужно, поскольку узнать их можно в любой рекламной газете. Что включает в себя путевка в Египет за 680 долларов в компании А? Оказалось, этот пакет уже закончился и будет действовать в 2004 году. Но и после Нового года такого пакета не видать, так как оказалось, что такая цена рассчитана на одного человека. Семейной паре, имеющей, скажем, 6-летнего ребенка, за отель с тремя звездами и двухразовое питание, без экскурсий, нужно будет отстегнуть 1710 долларов.
Турпутевка в Эмираты по объявлению этой компании стоит 470 долларов. Реальность же такова: сначала надо узнать, подтвердится ли наличие авиабилетов; отдых лишь в двух звездах с ребенком, за которого надо заплатить 243 доллара, на неделю получается 620 долларов. Уже в 3-звездочном с двухразовым питанием - 720 долларов. В Таиланд реклама звала всего за 750 долларов. Оказалось, что она приглашала в Паттаю, и таких путевок уже нет. Но есть на остров Пхукет, где можно отдохнуть 11 дней в 3 звездах с одним завтраком (в тех отелях с обедом и ужином проблемы) всего за 1285 долларов.
Другая фирма В дала рекламу на поездку в Гоа (Индия) за 1300 долларов, что включала перелет и недельный отдых в 3-звездочном отеле с трехразовым питанием. Однако по телефону нам сказали, что той путевки уже нет, но есть другая, на три человека, включая 6-летнего ребенка, всего за 4400 долларов!
Кроме этого, мы отправились в глобальную сеть, где нашли координаты туркомпании С. Каково же было наше изумление, когда мы, позвонив туда два раза, получили совершенно разную информацию!
В частности, несмотря на “сложности с местами”, нам предложили “экзотический отдых” в любые дни на острове Пхукет, что в Таиланде. В стоимость путевки - 650 долларов - входит “страховка, питание, новогодняя программа в отеле, банкет до утра, включая спиртные напитки”. Путевки фирма продает “блоками”, которые включают “заранее купленные авиабилеты и отели за 20 долларов”. Когда же мы позвонили туда повторно, цена путевки на острова немного повысилась - до 800 долларов, куда входит проживание, страховка и экскурсия. Компания отправляет туристов и в Эмираты. Первоначально путевка стоила 550 долларов, во второй раз - все 800 долларов.
Жалобы клиентов туркомпаний прокомментировала президент “Национальной лиги потребителей Казахстана” (НЛП) Светлана Савченко. Она призналась, что в 2002 году была ошеломлена действиями компании “Бриз”, чьи данные до и во время встречи с правозащитником были совершенно разными. В частности, прямо перед ее приходом закончился требуемый турпакет.
- По закону о защите прав потребителей казахстанцы имеют право на полную и достоверную информацию о товаре и услугах, в том числе об их стоимости. Это очень важно, так как, если граждане имели эту информацию, они бы не платили деньги за то, что их не устраивает. Это гарантировано нашим законом. Если был установлен факт “неправильной” информации, гражданин имеет право требовать товар или услугу согласно указанной в объявлении стоимости в претензионном и судебном порядке. Но ему надо доказать, что он пытался воспользоваться услугой именно за эту цену. Более того, за такие деяния турфирмы могут нести уголовную ответственность за недобросовестную рекламу. Они рискуют потерять лицензию и сертификат, а руководство лишиться свободы до двух лет.
Есть даже пример. Однажды группе граждан, пожелавших отдохнуть за рубежом, в турфирме предоставили пакет за большую сумму, тогда как более дешевый, который рекламировали, “спрятали”. Но после того, как обманутые клиенты написали жалобу, в дело включились госорганы. Оказалось, что “дешевый” пакет есть. Но, к сожалению, казахстанцы сами способствуют повальному беспределу турфирм из-за своей инертности, игнорируя судебные инстанции.
Как поступать гражданам в случае столкновения с недобросовестной рекламой? В туристическую контору им лучше прийти с газетой, где была опубликована информация. Если им отказали в требуемом пакете услуг, им следуют попросить отказ в письменной форме. По этому факту граждане должны составить акт. Если есть хотя бы эти документы, наша Лига имеет возможность возбудить уголовное дело против руководителей этой фирмы.
Если турфирма откажется делать письменный отказ, надо воспользоваться нашими телефонами горячей линии, приедет юрист и все зафиксирует. Но акт все равно написать надо, в который можно включить претензии других обманутых клиентов.
Между тем иногда руководство компаний совершенно не ведает, чем занимаются их менеджеры. Кто-то, получив деньги за рейс, бросает туристов за рубежом. Словом, единицы могут похвастаться безупречным имиджем. Следует различать туроператоров и турагентов. Последние живут на процентах, продавая туры. Но порой они начинают самостоятельно выкупать номера в отелях, чего они не вправе делать - для этого они должны иметь лицензию. Когда подаешь на них исковое заявление, они просто разоряются.
P.S. Уважаемые читатели. Предлагаем вам поделиться своими печальными воспоминаниями о пережитых эмоциях в связи с таким вот недобросовестным отношением турфирм к своим клиентам. Свои сообщения вы можете присылать на форум нашего интернет-сайта www.np.kz. Надеемся, что этот “черный список” поможет гражданам сэкономить деньги и время.

Асан Куанов
Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп