Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Приключения капитана Степанова Легендарный казахстанский капитан Степанов, так и не добравшийся на яхте “Пионер” под флагом “НП” до Барбадоса, обещал в этом году вернуться к реализации своей мечты. А пока он возвращается на страницы нашей газеты. Итак, дневник капитана Степанова, часть вторая. Возвращение 18 октября, суббота. Все. Перегорели. Возвращаемся. “Бумажный занавес” для нас оказался непреодолимым. Попрощались с яхтсменами из яхт-клуба “PUBMAP”. До апреля мы обязательно вернемся. Валера Рассказов сообщил, что в апреле уже сходит лед и низкая вода на Волге, а вот в мае начинают сбрасывать воду и уровень ее подскакивает на 1,5-2 метра - труднее вверх идти. Ребята с волгоградского “Катамарана “Кардинал” тоже вышли на палубу, они остаются здесь зимовать. Запускаем мотор и... до новой встречи, “Золотой затон”! Пересекаем Волгу, ширина реки в этом месте с полмили. Ветер N-O гонит мелкие барашки волн, а осеннее солнце, выглядывая из-за облаков, время от времени покрывает эти барашки искрящимся блеском. Вдоль берегов снуют лодки и небольшие корабли. Приближение больших кораблей прямо гипнотизирует нас, кажется, прет этакий динозавр прямо на тебя. Мотор, выручай! Пришвартовались за кормой двух речных ледоколов у МАПа (морская администрация порта). Сегодня суббота - народу почти нет. Заказали комиссию (пограничников + таможенников) на отход. Ждем. Дежурная пограничница спрашивает: “Ну как там у вас в Казахстане живется? Я вот из Киргизии, из Фрунзе, пришлось уезжать”. А у нас в Актау, ну там, где ближе к нефти, - хорошо. Подошедший наряд проверил наши паспорта, судовые роли, таможенник заглянул внутрь и оформил нам каботажное плавание до п.Махачкала. Решили мы удлиннить маршрут, зайти навестить нашего дядю Женю Гвоздева, да и просто погонять по Каспию, потренироваться. Извлечем максимальную спортивную пользу. В 15.00 отчаливаем от МАПа. Ставим кливер и стаксель и левым бакштагом полетели вперед. Река теперь наш союзник и к нашим яхтенным узлам старательно приплюсовывает свои 3-4 узла за счет течения. Так что летим относительно берега узлов 7-8. Скорость - это бальзам для яхтсмена-гонщика. Настроение у всех хорошее, хотя и сделалось пасмурно - осень все-таки. Но уже разгорелись, появился азарт - поставили “Рыжик”, большой джинакер. Скорость еще возросла, но и внимания надо больше: река в любую минуту может преподнести сюрприз. В 16.30 промчались мимо памятного знака начала Волго-Каспийского канала. “0 км. 1974 год”. Но темнеет уже рано, и в 18.30 встали на якорь у левого берега. Ужин. Сон. Ночью два раза шел дождь. |
19 октября, воскресенье. 7.00 - подъем, завтрак. Овсянка, сэр! Юра наотрез отказался - любит мясо. Ставим “Огурец” и стаксель №1 - пошли. Замелькали береговые кусты и деревья. Красные и зеленые бакены, слегка поворачиваясь на течении, указывают латеральный путь основного банка и своими большими всевозрастающими номерами вселяют в нас оптимизм - хорошо идем. Из-за поворота вдруг возник “Атаман Платов”. А ну с дороги! Когда разошлись, смотрим в корму - порт приписки т.Таганрог. Что-то много пароходов с этого Таганрога, чуть ли не каждый второй. Прошел вверх встречный “Иван Назаров”, сухогруз. Вот они - ожившие имена людей истории. В 15.00 прошли порт “Оля”. Пошел дождь. В 17.20 ветер зашел на запад 8-10 м. Ставим грот + стаксель и летим 7 узлов. Река петляет, ветер меняется - слалом вниз по Волге продолжается. Дождя нет. Облачность кучевая. Я с интересом читаю книгу, купленную в Астрахани. “Открытие хазарии”, Лев Гумилев. И как бы в подтверждение только что прочитанного вижу то слева, то справа медленно проплывающие так называемые бэровские бугры (Карл Бэр - крупный русский естествоиспытатель) высотой метров под 20-30 и в диаметре метров 100-300. Довольно круты, как спины гигантских черепах. На одном в бинокль разглядел большой деревянный крест. Археологи находят на этих буграх останки многих народов, прошедших через эти места: хазар, печенегов, тюрок, сарматов, барсилов, телесцев. Бугры имеют названия: бугор Степана Разина, бугор Билинга. Неожиданно справа у входа в поперечную протоку открылось видение, мигом вернувшее в сегодняшний день. Прямо в камышах размалеванная ярчайшими красками, как фазан, с развевающимися флагами и плакатами фирмы LUCOIL плавучая заправочная станция. Любой бензин! Покупай! 10 рублей - литр. Конечно, удобно, но уж больно резко. Идем дальше. Чем дальше от населенных пунктов, тем больше встречается дичи, птиц. Не очень стройными, но очень многочисленными стаями летят бакланы. У них начался перелет на юг. Летят прямо над рекой. Иногда многотысячные стаи садятся на воду и отдыхают. Громадное черное пятно из бакланов перегораживает порой всю реку. Однажды нас накрыла такая стая. В воздухе повис такой хлопающий свистящий вой, небо над нами потемнело. На какой-то момент воля, общий порыв этих птиц гигантской волной, своим мощным примером захлестнула наше воображение, захотелось еще быстрее лететь с ними на юг и не отставать. Часто 15-кратным биноклем “Беркут” шарю по береговым зарослям. Тогда живность предстает взору совсем рядом, как в зоопарке. - О, ребята, енот! Справа по борту. Этот осторожный зверек с азартом уписывает мясо дохлого 1,5-метрового осетра, прибитого течением к берегу, помогая себе где острыми зубами, где удивительно человекообразными передними лапами. Четыре вороны сидят рядом, ждут своей очереди. Вот. Заметил нас и нехотя юркнул в камыши. Вороны кинулись скорей клевать рыбу. Но не надолго. Как только мы прошли, они с карканьем разлетелись - енот вернулся. Мчались до самой темноты. Ветер зашел на запад. Сбросили паруса и на моторе ринулись вправо в протоку под прикрытие деревьев. Бросил якорь-кошку в 5 м у берега, глубина 3 м. Течение сильное. Скорей ужин и спать. Устали. Хмурые облака летят. Вокруг плещется рыба. Наверное, щуки охотятся. Рядом в 100 м причал рыбинспекции. Ну и хорошо. Холодно. Температура воды +9, воздуха +15. Спим как убитые. |
20 октября, понедельник. В 7.30 - подъем. Ясно. Солнце. Будет очень хороший день. Подул ветер 3-4 м/сек, но, увы, встречный зюйд-вест. Очень плотный завтрак, чтобы не останавливаться на обед. Придется идти на моторе. Оглядываемся окрест, пока его не включили. Сколько живности собралось у излучины протоки! Чайки, утки и молодые бакланы дома пируют на песчаной отмели, дальше замерли белые и серые цапли, а на сухих деревьях я насчитал до 12 орланов-белохвостов. И все это суетится, слегка перелетает, что-то клюет, тащит и... мирно уживается друг с другом, так как они не враги на сей раз. Интерес у всех один - рыба. Рыбы много. Вперед, Булат Гарифуллович! Давай заводи! В 10.40 прошли Искусственный остров. Еще издали увидели высокую вышку маяка, раньше он давал луч на 12 миль, сейчас нет. Домишки. Люди. - Булат, давай за буй! Обгоняет нас здоровенный трубовоз “АВАЛОН”. Канал уже ровный, широкий, красивый. И приближение судна видно заранее. В 12.30 подошли к пограничному кораблю слева у берега. Осмотр. Протокол. Счастливого плавания! День замечательный. Золотая осень. Тихо. Десяток кораблей разминулись. Прошел вверх “Али Алиев” (п.Махачкала) - куда мы направляемся, вниз - “Фариз Исмаилханов” (опять п.Таганрог), где бы мы хотели быть. Острова стали редеть и сквозь их штрихпунктирность стали проглядываться кусочки моря с манящей линией горизонта. На отмелях стаи лебедей вперемешку с пеликанами. Половина птиц грязно-серые. Это молодняк. Идет подготовка к перелету. Несколько раз налетали на меляки, но на реке они не очень страшны - течение все равно стащит. Морзянка островов и прогалин становится все более растянутой, и вот уже последняя “точка” - остров уступает место бесконечному “тире” - морскому горизонту. В 15.00 проходим плавучую драгу “Ахтубинск”, она теперь справа. Температура воды +15. Устали от мотора. Поставили паруса. Стало тихо. Ветер наладился. Идем курсом 160о. В 22.00 наши координаты (№44o43', E47o44') дает GPS “Garmin-12”. Предлагаю уйти в сторону и встать на якорь. Ребята согласились только в 0.40 и еще дали 10 миль. Спим. Качает. (Продолжение следует) |