9 января 2004
№ 01 (293)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Исследования 

Прыжок Барса

Василий Демьянов

Анатолий Чубайс в одном из недавних предвыборных интервью заявил, что Россия может “остаться на задворках сильного Казахстана”. Один из сильнейших экономистов современной России, автор российской приватизации, глава одной из самых крупных энергетических компаний мира сказал, что Казахстан “блестяще провел” реформу в энергетике, и теперь уже Россия, раньше традиционно поставлявшая в нашу страну электроэнергию, покупает ее у казахстанских электростанций

О чем думает
Чубайс

Впрочем, Чубайс не первый и не единственный российский политик, отмечающий успехи казахстанских реформ. Незадолго до него советник президента Российской Федерации Илларионов сообщил, что намерен рассказать Путину о казахстанской экономической модели. Министр экономического развития России Герман Греф, приезжавший в Астану в конце осени прошлого года, считает необходимым перенять опыт нашей страны. В частности, речь идет о коммунальной, пенсионной, налоговой и банковской реформах.
За относительно короткий период Казахстану удалось совершить качественный скачок от административно-командной модели управления к рыночной системе. Но то, чем сегодня восторгаются Чубайс, Илларионов и Греф, по большому счету - уже вчерашний день. То есть эти реформы уже осуществлены. Финансовый сектор оперирует миллиардами долларов, принадлежащих частным вкладчикам. Банки и национальные компании привлекают сотни миллионов долларов в виде синдицированных займов: западные финансовые институты охотно вкладывают деньги в динамично развивающуюся казахстанскую экономику.
Позитивные результаты можно увидеть практически во всех отраслях индустрии и промышленности, и не только в сырьевом секторе, как обычно утверждают скептики. Например, производство цемента в Казахстане за последние несколько лет выросло в два раза, продукция цементных заводов страны вышла на внешние рынки, а стоимость цемента в долларовом эквиваленте уменьшилась в несколько раз.
Это стало возможным благодаря последовательно проводимой государством политике поддержки частного бизнеса, программе импортозамещения и стимулирования экспортно-ориентированных отраслей. Причем успех достигнут не за счет каких-то государственных субсидий в убыточные предприятия, а системных преобразований, таких, как налоговая реформа, успешная приватизация и либерализация финансового рынка.
Именно благодаря тому, что государство СОЗДАЛО УСЛОВИЯ, при которых предпринимателям стало выгодно заниматься реальным сектором экономики, возродились десятки предприятий. Как известно, деньги идут именно туда, где наибольшая норма прибыли...
Были решены принципиальные задачи, позволившие высвободить интеллектуальные силы правительства и направить их на решение качественно новых проблем. Количество согласно канонам диалектического материализма переходит в качество, что мы сейчас и наблюдаем. Правительство страны уже давно не собирается для того, чтобы экстренно изыскивать деньги на спасение того или иного города от замерзания. Руководитель Агентства по чрезвычайным ситуациям не летает по стране с командой спасателей, чтобы восстанавливать системы жизнеобеспечения, а в казахстанских городах не добывают воду из батарей центрального отопления.

Если так дальше пойдет...

Результаты проведенной много лег назад реформы энергетической отрасли и коммунального хозяйства заставляют сегодня Анатолия Чубайса говорить о настоящей экспансии казахстанских энергетиков на российском рынке. По его словам, казахстанские компании скупают станции и распределительные системы в России, Киргизии, Туркмении, Узбекистане, что свидетельствует о результативности проведенных реформ. Это, по мнению Чубайса, является показателем того, что Казахстан “уже превратился в реального лидера на среднеазиатском пространстве”, а Россия может остаться у него “на задворках”.

Проекты года
Благодаря Стратегии развития Казахстана до 2030 года, принятой всего шесть лет назад, сегодня мы вплотную приблизились к решению инфраструктурных задач. Здесь речь идет о глобальных проектах, реализация которых под силу только сильному государству. Среди таких проектов - разработка газового месторождения в Жамбылской области, строительство железных дорог, имеющих стратегическое значение, реконструкция автодорог, прокладка газопроводов и т.д. В этом году мы стали свидетелями успешного завершения ряда без преувеличения амбициозных проектов, которые уже в ближайшее время качественно повлияют не только на экономическую ситуацию в стране, но и даже изменят геополитическое значение Казахстана в Центральной Азии.
Например, разработка газового месторождения на территории Жамбылской области существенно снизила зависимость юга Казахстана от импорта узбекского газа. Если вспомнить, то еще несколько лет назад президенту Казахстана приходилось лично договариваться с главой узбекского государства Исламом Каримовым о ценах и объемах поставок этого вида топлива. От узбекского газа целиком зависел юг нашей страны, а перебои со снабжением были серьезной проблемой. Очень часто из-за несанкционированного забора газа из трубопровода, который пролегает по территории Киргизии, жители Казахстана были вынуждены готовить пищу и обогреваться при помощи кустарных печек. Решением этой проблемы приходилось заниматься на высшем уровне.
В международной политике любая просьба должна сопровождаться уступками одной из сторон. Но любая уступка во внешнеполитических делах чревата не самыми приятными последствиями. Где-то приходится поступаться интересами отечественных предпринимателей, открывая свои рынки сбыта, в чем-то корректировать свою внешнюю политику и так далее. А уж если говорить о нашем южном соседе, то отношения с ним всегда были непростыми. Взять хотя бы пограничные конфликты, которые до сих пор будоражат общественность нашей страны. И вот в этих условиях мы смогли избавиться от довольно неприятной зависимости от поставок газа. Одновременно с геополитическим козырем мы получили и еще ряд преимуществ. Внутри страны созданы новые рабочие места, на налоговом поле прибавилось сразу несколько крупных налогоплательщиков, а деньги потребителей газа теперь остаются в стране.
Другой, не менее значительный проект, осуществление которого было обозначено в Стратегии 2030, - строительство железной дороги Хромтау - Алтынсарино в Актюбинской области. Эта дорога, соединяющая центр и север страны с западными регионами, значительно - в два раза - сокращает плечо перевозок железнодорожным транспортом, что в свою очередь делает казахстанскую продукцию более конкурентоспособной.
Этот проект имеет стратегическое и политическое значение. Развитие инфраструктуры означает, что перед республикой открываются принципиально новые перспективы экономического роста. Например, по результатам проведенного эксперимента по контейнерным перевозкам из Японии в Европу через железные дороги республики было установлено, что сроки транспортировки грузов сократились на 15 дней. Строительство железнодорожной ветки Аксу - Дегелен протяженностью 180 километров позволило сократить маршрут в 1,5 раза, а с введением новой линии обобщения Хромтау - Алтынсарино маршрут сократится в два раза.
Ввод в эксплуатацию новой железнодорожной ветки позволит трудоустроить две тысячи человек. Как известно, куда приходит железная дорога, туда приходит цивилизация. Появилась возможность освоить ряд крупных месторождений в Актюбинской области. Залежи полезных ископаемых, открытые еще во времена СССР, не осваивались, поскольку не было возможности вывезти сырье к потребителям.
Построив дорогу, государство значительно улучшило инвестиционный климат в целом регионе. Налоговые поступления в Актюбинской области увеличились почти в два раза. Надо отметить, что сегодня речь не идет о восстановлении некогда существовавшей инфраструктуры, а о создании совершенно новых объектов - газопроводов, автомобильных и железных дорог, линий электропередач и так далее. То есть возможности государства таковы, что мы можем позволить себе дорогостоящие проекты, отдача от которых будет идти десятки лет, а решаемые при этом задачи имеют стратегическое значение. И что еще более важно, уже при жизни нынешнего поколения можно будет ощутить экономический эффект от развития инфраструктуры.

И кесарю, и слесарю
Как от изменения инфраструктуры меняется жизнь простых людей, можно увидеть на простом примере. В одном из областных центров Казахстана за счет средств местного бюджета была реконструирована дорога, связывающая центр города с окраиной. Район, куда проложили нормальную асфальтовую дорогу, даже в советские времена считался социально запущенным. В последние годы пригород областного центра стал настоящим социальным дном: безработица, криминал, низкая деловая активность и т.д. Но после того, как у людей появилась связь с “большой землей” в виде хорошей автодороги, появилось устойчивое автобусное сообщение стали ездить таксисты и т.д., - район преобразился на глазах. Прежде всего выросли цены на недвижимость, затем стали открываться частные магазины и предприятия и как следствие - увеличились налоговые поступления в местный бюджет.
Другими словами, реализации инфраструктурных проектов создает большое количество позитивных эффектов как на макро-, так и на микроуровнях. Скажем, придорожное кафе снимает с государства головную боль о социальной защите нескольких семей в депрессивном районе, поскольку люди получили возможность заработать деньга и создать свое, пусть небольшое, дело. У производителей сельхозпродукции появляется коммерческий резон в наращивании объемов производства, так как с развитием сети дорог снижаются накладные расходы на транспорт и открываются новые рынки сбыта в больших городах. Свой интерес имеют и финансовые институты, так как появляются новые направления для инвестиций. Газопроводы и водоводы создают комфортные условия жизни, снижают социальную напряженность в малых населенных пунктах, оторванных от благ цивилизации. Такой ряд можно продолжать очень долго.
Шесть лет назад мы услышали о центральноазиатском Барсе. Вернее, о том, что Казахстан должен стать таким Барсом, по аналогии с “азиатскими тиграми”, совершившими промышленный скачок за короткий период времени. Сегодня мы видим, как Барс делает свои первые шаги, готовясь к настоящему прыжку.
На днях планируется подписание контракта по созданию и запуску первого национального геостационарного спутника связи и вещания. Собственный спутник обеспечит Казахстану информационную независимость на ближайшие десятилетия. Надо отметить, что далеко не все страны могут себе позволить иметь над своей территорией спутник. Еще несколько лет назад такой проект казался утопией, а сегодня мы можем себе позволить тратить деньги на кардинальное расширение инфрастуктуры. Это весьма дорогостоящий проект, но в двадцать первом веке страна, не развивающая инфраструктуру, обречена на отставание.
Как говорилось в самом начале, движение Барса заметно не только в нашей стране. Уже и наши соседи увидели, как Казахстан превращается в настоящего регионального лидера.

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп