12 декабря 2003
№ 49 (289)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Мнения 

Спасет ли мир культуру?

На прошлой неделе Национальный совет при президенте страны обсуждал вопросы реализации программы возрождения культурного наследия. Планируется выделить более трех миллионов тенге на культурные нужды государства. Деньги пойдут на возрождение и реставрацию памятников, археологические работы, строительство культурных объектов. Факт в общем и целом для отечественной культуры обнадеживающий. Однако как ни крути, а за рамками внимания государства и общества осталось современное искусство и его представители. В связи с этим фактом участники нашего “Форума” размышляют сегодня о том, с чего следует начинать возрождение культуры и куда, собственно, должны быть направлены государственные деньги в первую очередь Dалее

    Блицопрос 

Кто поможет нашей культуре: государство, меценаты или же рынок?

София Раева, директор
Национальной государственной детской библиотеки
им. Бегалина:

- Человек. Если исчезнет потребность в культуре, мы все превратимся в первобытных людей. Государство, меценатство и рынок - это трио вместе могут довести культуру до совершенства. Больше всего я надеюсь на меценатство. Наша культура нуждается в спасении.

Жанна Куанышева, актриса:
- Понятия не имею. Это вопрос риторический. Наверное, государство.

Анна Петракова, хозяйка галереи “Вернисаж”:
- Если этим вопросом займется государство, то государство. Если меценаты, то меценатство. Если говорить об общем состоянии культуры на сегодняшний момент, то, конечно, могло бы быть и лучше. Если есть спрос, то будет и предложение. Культуру всегда надо развивать, а у нас этого не происходит.

Талаптан Ахметжан, заместитель председателя правления Союза писателей Казахстана:
- Сложный вопрос. О состоянии культуры должно заботиться государство. Меценаты тоже должны помочь в решении этого вопроса. В принципе, не все так плохо. Поддержка со стороны правительства необходима. Поднимается культурное наследие - это уже хорошее начало. Главное, не оставить все на полпути. А у нас такое частенько бывает. Что касается области литературной, то меня очень радует стремление многих молодых писателей и поэтов к истинным знаниям, чистому искусству. Их произведения наполнены философией, глубокими размышлениями и умными рассуждениями. Жаль, что гонорары за свое творчество они не всегда могут получить.

Елизавета Малиновская, директор галереи “АRK”, президент Ассоциации критиков Казахстана:
- Конечно, рынок, но при условии меценатства. Вместо слова “рынок” я бы предложила “коллекционеры”. Я недавно провела исследования по этой теме и написала много статей в разные издания. Меценатство - высшая фаза коллекционеров. Но в отличие от коллекционеров они это делают во благо общественности. Подлинные меценаты - пока галереи. Их отличает твердые, не завышенные цены на предметы искусства. Необходимо приобретать их, чтобы поддержать искусство. Мы сами себя спасаем. Государство никак не поддерживает культуру.

Подготовила Сауле Ынтыкбаева
    Общественное мнение 

Смех и слезы современного балета

Будучи несколько лет назад с гастролями в Алматы, ведущая солистка Мариинского театра наша бывшая соотечественница Алтынай Асылмуратова в одном из своих интервью сказала: “Я не собираюсь умирать на сцене. Как только почувствую, что не могу держать свой уровень, уйду”.
Профессиональные же артисты балета в Казахстане с 1997 года вынуждены “радовать” своим искусством публику: женщины - до 58, мужчины - до 63 лет. Неуместная шутка? К сожалению, нелепая правда - еще один плачевный результат работы наших законотворцев. До 1997 года артисты балета ГАТОБ им. Абая имели право выйти на пенсию, проработав 15 лет, если 5 из них он танцевал именно в данном театре.

Художник Милан Мед

В Законе РК “О пенсионном обеспечении в РК” от 20 июня 1997 года содержится десять пунктов, перечисляющих категории работников, которые имеют право на льготное исчисление трудового стажа для назначения пенсии. Профессиональных артистов балета в этих пунктах просто нет.
Нагрузки артистов балета часто сравнивают с физическими затратами шахтеров. Обучение танцовщика начинается в 10 лет. Через 8 лет дипломированный артист балета начинает работать в театре или ансамбле. К 30 годам фактически еще молодые люди приобретают серьезные травмы ног и спины. Врачи ставят диагнозы, приемлемые для людей преклонного возраста: радикулит, артроз, артрит, периостит малоберцовой кости и другие
Можно пойти по пути Туркмении. Здесь балет как вид искусства отменен вовсе. Балета в Туркмении не существует. Проблем, с ним связанных, тоже...
Обратимся к дальнему зарубежью. Там, как известно, давно уже действует система контрактов. Работодатель в коллективах, находящихся под патронажем государства, заключает контракт с танцовщиком (годовой, на два-три года). В зависимости от профессиональной формы и мастерства артиста контракт может быть продлен, расторгнут или попросту завершен.
До сих пор мучает вопрос, льготная пенсия отменена случайно или сознательно? Случайность в приеме подобных документов исключена. Сознательно? Но если наше государство боится “посадить себе на шею” еще одну категорию пенсионеров, то нужно напомнить, что эта пенсия выстраданная и вполне заслуженная. Да и потом артистов балета в Казахстане далеко не тысячи.

 

Меценатам - зеленый свет

Гульмира Шалабаева, доктор философских наук, директор галереи “ОЮ”:

Как известно, культура и искусство, как понятия духовные, не могут быть товаром, предметом купли и продажи. Но есть и культура материальная, опредмеченные творения которой могут реализовываться и приобретаться. В этой связи важное значение имеют вопросы функционирования учреждений и организаций культуры. Основной канал привлечения средств для государственных учреждений, как мы знаем, прямое бюджетное финансирование. При этом, как мне думается, величина выделяемых бюджетных ассигнований зависит как от состояния конкретного бюджета, так и от отношения к культуре общества. Существует также целевое финансирование конкретных социо-культурных проектов. Еще один канал - фандрайзинг, т.е. привлечение внебюджетных средств.
Другой способ можно назвать косвенным бюджетным финансированием - это налоговые льготы учреждениям культуры. А у нас, вопреки устоявшейся мировой практике предоставления спонсорам налоговых льгот, при минимальном финансировании культуры государством даже меценаты, желающие частным образом поддержать культурные проекты, обременены дополнительными налогами.
Было бы весьма желательным создание в стране системы государственной поддержки благотворительности и спонсорства в культуре, как материальной, так и моральной. Формирование общественного признания этой деятельности могло бы стать частью культурной политики нашего государства на современном этапе.
Еще одна проблема, о которой надо говорить: у нас нет маркетинга искусства при том, что арт-рынок уже существует. Каким бы неразвитым он ни казался, говорить о его отсутствии было бы неверным. У нас он достаточно стихийный и нерегулируемый, я имею в виду формирование цен на картины. Иногда картины признанных мастеров стоят меньше, чем картины некоторых современных художников. У нас нет маркетинга искусства; никто не занимается профессионально исследованием арт-рынка; не ведется постоянная работа по выявлению рейтинга художников; нет специализированных журналов по искусству, на базе которых можно было бы проводить эту работу и в этом случае информация сразу же становилась бы достоянием общественности. Короче говоря, проблемы еще есть, их нужно решать, возможно, в рамках государственных учреждений культуры, но в первую очередь нужны специалисты-маркетологи по искусству.

Ведущая полосы Ирина Гайкалова
Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп