Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Космический КУРУлтай Тема этого номера “НП” - казахстанский космос. Обратиться к ней нас заставили последние события внутри неожиданного треугольника Астана - Москва - Французская Гвинея. Перенос части запусков с “Байконура” на космодром “Куру” накануне переговоров между Москвой и Астаной о возможности продления аренды “Байконура” вызвал много вопросов. Не означает ли эта “космическая диверсификация”, что Россия попробует надавить на Казахстан с целью снизить стоимость аренды? И есть ли ответные аргументы у Казахстана? А что если Россия совсем уйдет с “Байконура”? Есть ли будущее у казахстанской космонавтики? Может ли страна, откуда человек впервые отправился в космос, когда-нибудь стать настоящей космической державой? Век казахстанского космоса Андрей Губенко Вчера в Астане начались переговоры между РФ и РК, главный предмет которых - возможность продления аренды Байконура еще на полувековой срок. Напомним, сейчас Казахстан ежегодно получает от России за аренду космической гавани №1 115 миллионов долларов. Однако есть все основания полагать, что величина эта непостоянная. Совсем недавно Россия совершила исторический и, быть может, даже символический шаг, договорившись с Европейским космическим агентством о переносе части запусков на космодром Куру, расположенный во Французской Гвиане. Историческим он является потому, что впервые наш северный сосед рассматривает возможность стартовать в космос с экзотических территорий вне одной шестой. А символическим он может стать, если взлетающие из экваториальной сельвы “Союзы” станут первыми космическими ласточками, знаменующими будущий уход россиян с Байконура и превращение родины земного космоса в еще один умирающий город. Вероятнее всего, конечно, что россияне Байконур не оставят даже в отдаленном будущем. Слишком уникальна эта механическая колыбель, с которой началась космическая одиссея земной цивилизации. Да и сам факт переговоров о продлении аренды на 50 лет говорит о многом. Немаловажно и то, что речь идет лишь о переносе на Куру запусков “Союзов”. Это, конечно, тоже неплохой кусок - подсчитано, что пакет заказов на 40 запусков “Союзов” за пять лет принесет России до миллиарда евро. Однако львиную долю российской космонавтике приносят все же более мощные “Протоны” - около 2 миллиардов долларов в год. Но этот ракетоноситель может подняться лишь с Байконура. А вот версия, что перенос части запусков на Куру может быть использован россиянами в качестве козыря в игре на понижение арендной платы, вполне реальна. Как бы то ни было, звезды в последнее время расположились так, что Казахстану впору задуматься о своем космическом будущем. Станет ли первый казахстанский спутник в 2006 году действительно “окном в космос”, позволяющим предполагать, что со временем мы присоединимся к когорте космических держав? Или, напротив, растеряем, что имели и на что надеялись, когда полвека назад все для нас так хорошо начиналось? Dалее Астрономические доходы Светлана Грибанова Поколение 60-х пело когда-то: “Обещают космонавты и мечтатели: и на Марсе будут яблони цвести!”. Давно ушли в прошлое времена космической романтики. Вопрос с яблонями и другими фруктами до сих пор остается неясным, но космос действительно зацвел - зеленью вожделенных американских долларов Dалее А Гагарина зря обидели. По зарплате Азамат Баймуратов, Андрей Губенко Совсем недавно Казахстан пожелал стать 44-м государством из членов ООН, который бы имел на околоземной орбите собственный спутник. То есть, условно говоря, вступить в ряды акционеров ОАО “Вселенная”, в организационно-правовую форму какового в последнее время загнан беспредельный космос. Цель у этого предприятия традиционная - извлечение прибыли. Наука, даже военные интересы - не более чем служанки коммерции. Впрочем, это сейчас земная орбита превратилась в “капустную” грядку, с которой предприимчивые земляне собирают урожаи в триллионы долларов. Начиналось же все гораздо скромнее Dалее
Юрий ЛОНЧАКОВ, космонавт мира № 402, космонавт России № 94, уроженец города Балхаш Джезказганской области (по телефону из Москвы): - Во-первых, пока еще никто из “Байконура” не уходит и запуски никто не отменял. В “Куру” пока все еще только строится. Ничего страшного не вижу. И будущее у “Байконура” нормальное. Зря вы волнуетесь. - Правда ли, что в Звездном под вашим руководством проходят подготовку двое казахстанцев? - Да. Мухтар - действующий пилот, Айдын - сейчас человек гражданский, но в прошлом он тоже летал. Оба закончили Черниговское летное училище. Сейчас проходят курс общекосмической подготовки, успешно сдают экзамены. Отличные парни. - Есть ли будущее у казахстанской космонавтики? - Безусловно, есть. Казахстан - большая, богатая страна. Александр КУРБАНОВ, начальник школы юных летчиков имени В.И.Пацаева, г.Актюбинск: - Если Россия совсем уйдет с “Байконура”, там, конечно, все заглохнет. “Байконур” - большая научная база для Казахстана и России, огромный потенциал. Уникальный космодром. Нигде в мире подобного нет. Ведь 40 с лишним лет там все строилось, создавалось. Казахстану в одиночку “Байконур” не потянуть... Это потребует огромных денег, материальных ресурсов. Обе стороны потеряют, если Россия свернет свою программу на “Байконуре”. Собственные космические запуски? Вот этого я не знаю. Слишком дорогостоящее удовольствие. Интеграция нужна, база... Хотя вот соседний Китай добился...
Ольга Медведева Космический опыт Поднебесной Галина Наумова Сколько стоит запустить человека в космос и тем самым присоединиться к высшему свету космических держав? Если считать от Циолковского, то измерять, вероятно, придется даже не в триллионах долларов, а, скажем, в парсеках. Но если учесть, что научно-технические “тропы” первопроходцами уже проложены, то выясняется, что деньги, которые нужны для выхода в космос - хоть и громадные, но все-таки реальные Средняя стоимость полета американского челнока - 500 миллионов долларов. Спутник выйдет на ту же орбиту за 20 миллионов. На поверхность Марса можно посадить непилотируемый модуль за 250 миллионов. А вот ориентировочная стоимость подобного рейса с людьми - примерно 50 миллиардов. Что касается собственно пробного посещения одним землянином орбиты, здесь нам лучше ориентироваться не на опыт Королева и Гагарина, а оперировать более современными данными. Для чего в качестве образца взять, например, Китай. Совсем недавно самое населенное государство нашей планеты отправило в космос человека. Таким образом, Китай, вслед за Россией и США, стал еще одной страной, способной запустить в космос пилотируемый космический корабль собственного производства. В одном из интервью начальник канцелярии по реализации программы пилотируемых космических полетов Китая Се Минбао сделал акцент на дешевизне, сообщив, что непосредственные расходы на создание “Шэньчжоу-5” составили менее одного миллиарда китайских юаней (около 121 миллиона долларов). В течение ближайших двух лет Китай намерен запустить “Шэньчжоу-6” с несколькими космонавтами. Далее - создание на околоземной орбите космической лаборатории и постоянной космической станции. Также китайцы собираются на Луну. Но эксперты полагают, что это произойдет не ранее 2020 года. Пример Китая мог бы воодушевить казахстанцев на собственное покорение космоса. 120 миллионов нашли бы. Впрочем, надо, конечно, учитывать, что разовыми траншами на строительство отдельного корабля дело не ограничится. Космос требует постоянных и фундаментальных расходов. Так, в прошлом году на деятельность в области научного, гражданского и военного космоса Россия израсходовала 0, 72 миллиарда долларов, в то время как США - 28,7, Япония - 3,05, Китай - 2,13. Потянет ли такие суммы Казахстан? Вопрос риторический.
|