Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Астрономические доходы Светлана Грибанова Поколение 60-х пело когда-то: “Обещают космонавты и мечтатели: и на Марсе будут яблони цвести!”. Давно ушли в прошлое времена космической романтики. Вопрос с яблонями и другими фруктами до сих пор остается неясным, но космос действительно зацвел - зеленью вожделенных американских долларов Советские люди были уверены, что развивать космонавтику необходимо, так как с этим связан имидж сверхдержавы. Считалось, что космос съедает “миллиарды”, но с этим все соглашались, потому что СССР должен быть “впереди планеты всей” не только в области балета. О том, что из космических полетов можно извлекать прибыль, земляне-обыватели впервые поняли с появлением первого орбитального туриста Денниса Тито. Американский богач не пожалел 20 миллионов баксов, чтобы смотаться на международную космическую станцию на российской ракете. Деньги получил Росавиакосмос. Не меньший потенциал, чем космический туризм, имеет и реклама в безвоздушном пространстве. Кстати, по версии немецкой газеты “Berliner Zeitung”, впервые слова “космос” и “бизнес” были произнесены в одной связке в июне 2001 года на международном конгрессе в Берлине, организованном участниками проекта международной космической станции (МКС). Один из выступающих так и заявил: “МКС открыта для бизнеса”. Впрочем, еще за два года до этого события все тот же Росавиакосмос первым среди других стран продал борт “Протона” для размещения на нем логотипа фирмы “Pizza Hut”. Однако и реклама, и орбитальный туризм, хотя и имеют безграничный, как Вселенная, потенциал - дело будущего, пусть и скорого. Сегодня же основную прибыль приносят заказы на коммерческие запуски.
|
Телекоммуникации, системы навигации и метеослужбы, а также, что греха таить, космическая разведка из космоса в военных целях - все это требует выведения на околоземную орбиту спутников. А средствами, которые позволяют это сделать, владеют далеко не все. Появился даже термин - мировой рынок пусковых услуг. В настоящее время в этой сфере обращаются десятки миллиардов долларов, а конкретно - порядка 100 миллиардов зеленых. Специалисты сходятся во мнении, что ежегодно объем этого рынка будет нарастать на 5 процентов. Изучать космос в научных целях престижно, использовать его в коммерческих - выгодно. Причем второе зачастую окупает первое. К тому же это благодарный бизнес, перспективный. Ведь в отличие от нефтяной трубы коммерческая космонавтика не только приносит прибыль, но и способствует развитию многих смежных отраслей науки и техники. Все это привело к расширению рядов космических держав. Свои космические программы имеют, кроме признанных лидеров - США и России, страны ЕС, Украина, Япония, Индия, Бразилия. Недавно Китай успешно запустил пилотируемый аппарат, и можно прогнозировать, что именно китайцы в скором будущем составят конкуренцию россиянам и американцам. А пока в космосе правят бал именно эти две державы, начавшие осваивать космос раньше других. Поэтому и основные доходы от коммерциализации космоса достаются Штатам и России. С учетом уникальности российского ракетоносителя “Протон”, который не имеет в мире аналогов по грузоподъемности (20 тонн), легко понять, кому достанутся основные прибыли от коммерческих запусков. Поэтому, несмотря на аварии, которые не раз случались с РН “Протон”, Россия не намерена отказываться от эксплуатации этой своего рода дойной коровы в ближайшее время. К сожалению, Казахстан, по условиям договора аренды космодрома “Байконур”, не может претендовать на процент от коммерческих запусков.
На полосе использованы фотографии с www.rosaviakosmos.ru
|