31 октября 2003
№ 43 (283)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    События 

Один в небе не воин

Иван Крузенштерн

Казахстанский авиационный рынок рынком не назовешь. Судя по всему, монополия здесь насаждается сверху - под благородным флагом безопасности полетов и качества услуг. Скоро, как в старые советские времена, у нас будет лишь одна реклама-лозунг - “Летайте самолетами Аэро... вернее “Эйр Астана”. И будем летать, потому что других компаний не останется

В прочем, ничего против самой этой компании мы не имеем. Если в честной борьбе, то бишь конкуренции, побеждает сильнейший, то есть тот, кто лучше других предоставляет те или иные услуги, клиент или потребитель сам выберет лучшего. Но в том-то и дело, что выбора нам не оставляют.
Видимо, воодушевившись тем, что новую компанию в свое время благословил глава государства комитет гражданской авиации начал активно продвигать одного-единственного авиаперевозчика по всем самым прибыльным маршрутам, годами наработанным старыми казахстанскими предприятиями. “Казахстанскими” - подчеркнем это особо. Одно дело, если бы с рынка выдавливались “варяги”. Можно бы было говорить о защите отечественного производителя услуг. Но изгоняют своих, потом и немалыми средствами развивавших в свое время упавший было авиарынок.
С завидным упорством в последнее время комитет, проводящий прогрессивные вроде бы тендеры, отдает предпочтение новой авиакомпании. С десяток неплохо стоявших на крыле отечественных компаний вынуждены были поэтому сложить крылышки. Новая компания стала летать из старой столицы в новую, а также в Актау и Актюбинск, то есть по наиболее раскрученным и доходным маршрутам.
Но если на внутреннем рынке ей легко было работать локтями, имея поддержку государственного органа, то на международных так не получается. Там законы другие. Так случилось, когда произошел конфликт с российской компанией “Трансаэро”. До новой компании в российскую столицу на паритетных началах летали самолеты компаний “Эйр Казахстан” и “Трансаэро”. Пассажирам это давало свободу выбора.
Но свобода закончилась с приходом новой компании. Ей, по всей видимости, не хватало собственного парка, и потому рейсы на Москву стали назначать на неудобное ночное время. Пассажир в связи с этим сразу проголосовал за российскую компанию, покупая билеты на более удобное время. Российская сторона подняла вопрос о легитимности назначения “Эйр Астаны” национальным авиаперевозчиком, имея в виду структуру акционеров. Тогда комитет гражданской авиации Министерства транспорта Казахстана подверг “Трансаэро” обструкции, обвинив ее в несоблюдении паритета по емкостям провоза.
В результате всех этих “разборок” российская компания получила возможность делать два дополнительных рейса из Москвы в Алматы на самолете “Боинг 767-200”, перевозящем по двести пассажиров. Итог таков: руками казахстанских авиационных властей паритет, существовавший между казахстанскими и российскими перевозками, был сдвинут в сторону иностранной компании. “Трансаэро” стала перевозить на четыреста пассажиров больше, чем наша авиакомпания. Вот тебе и защита отечественных производителей услуг!
Сентябрьский тендер этого года среди наших компаний снова показал особую симпатию комитета к новому авиаперевозчику. Победителями конкурса признаны всего три компании: не являющаяся национальным перевозчиком, как сказали нам в Агентстве по регулированию естественных монополий республики, “Эйр Астана” с двадцатью маршрутами, “Эйр Казахстан” с одним маршрутом и “Жезказган Эйр” с одним маршрутом.
Понятно, что государственным мужам хотелось быстро создать хорошую авиационную компанию. К чему привел блестящий план без реального контроля? Аргументы в пользу новой компании связаны с наличием у нее новых самолетов “Боинг 757-200” и более выгодными тарифными предложениями. Однако самолетов этих никто не видел, говорят в других авиакомпаниях, их поставка еще только ожидается. То есть комитет нарушил положение о конкурсе, которое предполагало наличие новой техники.
Специалисты подсчитали, что “Эйр Астане”, чтобы обеспечить все полеты по выигранным на тендере маршрутам, надо, чтобы три существующих “Боинга” и два обещанных находились в воздухе в день не менее тринадцати часов каждый. Но машина, пусть и новая, не может работать в таком графике, на пределе. Кроме того, видимо, расписание полетов придется составлять в неудобном и для пассажиров графике, когда удобно компании, а не клиентам.
Пассажир уже столкнулся с некоторыми странностями обслуживания компанией этим летом. Купив билеты на самолет этой компании, он вдруг уже у трапа самолета видел, что вместо обещанных “Боингов” полетит на АН-24 частной авиакомпании “Скат”. Никаких объяснений и извинений при этом не делалось. Да и цена билетов, рассчитанная на услуги западного образца и современную технику, оставалась при этом прежней. Этак нас скоро вынудят летать из одной столицы в другую на кукурузнике, брать с собой домашние бутерброды, минералку и, пардон, ночные горшки. И полетим, выбора-то нет.
Направив в компанию “Эйр Астана” вопросы на все эти темы, мы пока комментариев не получили. Казалось бы, компания должна была воспользоваться возможностью через газету объяснить происходящее. Но, видимо, там, получив карт-бланш, считают общение с потребителем своих услуг чем-то необязательным. Это напоминает ребенка, который, чувствуя вседозволенность, безнаказанность и свою уникальность, превращается в маленького монстра и деспота.
Пугает, если компания с высокомерием, совершенно нам непонятным, игнорирует мнение граждан и средств массовой информации, нарушает договор между ею и клиентами, она может также легко игнорировать и требования техники безопасности. И высокомерие это может запросто проявиться где-нибудь на высоте девять тысяч метров.
Профессионалы на рынке транспортных услуг такого поведения себе позволить не могли бы. Ведь уровень культуры напрямую влияет на уровень доходов.
Небожителями какого Олимпа и с какой стати возомнили себя руководители “Эйр Астаны”?
В ответ на наш официальный запрос в Агентстве по регулированию естественных монополий республики начали собственное расследование. Пока там смогли объяснить только причину смены типов самолетов. Летом между столицами летал АН-24 из-за ремонта летной полосы в аэропорту Астаны. (По нашим данным, впрочем, были на техобслуживании и “Боинги”). Даже если так, почему бы компании самой не объяснять клиентам и общественности такие метаморфозы. Ведь если бы кто-то из потребителей подал на нее в суд, ей бы и самой пришлось переводить стрелки на аэропорт, где затеяли ремонт.
Прогнозы независимых экспертов в связи с этим неутешительны. Скорее всего, произойдет сокращение полетов и повышение тарифов. В итоге рынок казахстанских перевозчиков будет сжиматься подобно шагреневой коже, а иностранные компании, наоборот, будут заполнять эти ниши, тесня наши.
Списывать ситуацию на болезни роста новой компании, пожалуй, уже поздновато. Она встала на ноги и делает неплохой бизнес, оставшись практически в одиночку на рынке отечественной авиации. И оправдывает известный сказочный рецепт: “Детей надо баловать, чтобы они выросли настоящими разбойниками”.

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп