31 октября 2003
№ 43 (283)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Мнение 

Бои по правилам

Эх, дороги, - вздохнуть бы классически и отмахнуться от навязчивых мыслей о ровных гладях зарубежных улиц и автобанов, вежливых полицейских и всевидящих глазков камер. Не получается: лавируя по нашим дорогам будучи за рулем, пересекая их пешим, все настойчивей хочется перенести картину зарубежья в родные пенаты. Порядка хочется, простоты и цивилизованности общения. Говорят, что мечты эти дорого стоят, но ведь скупой платит дважды, не правда ли?
В прошлом номере нашей газеты мы начали разговор на вечную, но благодатную тему: как нам реорганизовать работу родной дорожной полиции с тем, чтобы не только дисциплинировать водителей, но и искоренить коррупцию на дорогах (“Кино на дорогах” С. Грибанова). В общем, внедрить в практику лучшие образцы развитого зарубежья. К тому же о том, что ситуация с дорожно-транспортными происшествиями на дорогах Казахстана никак не изменится в лучшую сторону, говорить не стоит. Но известно и другое: поймать и наказать всех нарушителей полицейским не под силу. Возможно, другие, более совершенные способы слежения на дорогах оказали бы свое должное действие. К обсуждению темы мы привлекли не только наших граждан, но и представителей иностранных государств, которые имеют возможность сравнить, как это все обстоит “здесь и там”

Серик Кайназаров,
главный специалист отдела организационно-аналитической
и профилактической работы УДП ГУВД Алматы:

Камеры - хорошо,
но культура - лучше!
Развитие инфраструктуры такого мегаполиса как Алматы, конечно, требует большого и оперативного вмешательства в части технического оснащения. Свои предложения по этому поводу мы направляли как в Департамент дорожной полиции, так и в акимат города. Уже известно, что в следующем году в местном бюджете предусмотрены отчисления. Примером воплощения таких идей может служить отличный комплекс - Центр оперативного управления при ГУВД города, действенность которого была уже не раз доказана на деле.

“Кавалергардов” век не долог...

Конечно, любые технические воплощения требуют больших финансовых затрат: даже установка светофора стоит от трех до пяти миллионов тенге. Однако я уверен, что лет через пять-десять автоматизация дорожной полиции будет воплощена в том же объеме, что и в западных странах. На штатную численность дорожной полиции эти нововведения не повлияют, потому что автоматизированная система выполняет только свой спектр функций, а в функции дорожной полиции входит не только регулировка движения, но и много других - сопровождение официальных лиц, охрана общественного порядка и безопасность движения при проведении спортивных и культурных мероприятий.
По ныне действующему законодательству дорожная полиция лишена многих прав: мы даже не может изымать у нарушителя водительское удостоверение. Раньше, когда мы могли это делать, дисциплина на дорогах была значительно лучше. Сегодня же некоторые водители ездят с десятью-пятнадцатью штрафными квитанциями, хотя нормальный гражданин своей республики должен быть законопослушным.
Я думаю, что корни сложившегося отношения надо искать в самом нашем менталитете, в уровне воспитания и образованности. Конечно, ответственности за обеспечение безопасности дорожного движения мы с себя не снимаем. Но вместе с тем хочу сказать: дорожная полиция прилагает массу усилий, чтобы наш город спал спокойно.
В последнее время было совершено много дорожно-транспортных происшествий, зависящих прежде всего от низкого уровня воспитания людей. Дело в том, что многие люди по какой-то причине считают, что правила писаны не для них... Последствия превышения очень печальны. В то же время я могу высказать претензии и к самим пешеходам, которые переходят улицы в непредназначенных для этого местах, выходят из машин около близко идущих автомобилей и так далее.
Я считаю, что суть дела заключается не в том, чтобы быстро установить камеры и автоматизировать весь процесс. Надо повышать культуру водителя и пешехода, надо преподавать правила дорожного движения наравне с математикой и английским. Причем начинать с детского сада. Я не знаю, в какой степени повлияет автоматизация на дисциплину водителей, но воспитание с раннего детства правильного поведения на дороге, несомненно, даст свои плоды.
Все существующие проблемы надо решать на уровне правительства - принимать обширные и конструктивные программы. В США, например, в бюджете после статьи о расходах на оборону идет статья об обеспечении безопасности дорожного движения. Этот факт говорит о многом.

Мирко Круппа,
второй секретарь посольства ФРГ в Казахстане (пресса, политика, протокол):

Бюрократический
водоворот
“У меня есть немного личных впечатлений о дорожной полиции Казахстана, потому что мне нечасто приходилось сталкиваться с ее работой. Однако есть два момента, на которые я хотел бы обратить внимание.
Прежде всего об излишней бюрократической волоките.
Однажды мой коллега попал в небольшое дорожно-транспортное происшествие (в этот момент я также находился в машине): он потерял управление и в результате разбил электрический фонарь, стоявший у обочины дороги. Это был первый и пока последний случай, когда я мог наблюдать работу полицейских. На место происшествия прибыло много людей - представители страховой компании, электрики и, конечно, представители дорожной полиции. Водителю пришлось писать много объяснительных записок, заполнять документы и даже проходить тест на наличие алкоголя в крови, что было, на наш взгляд, совсем лишним - мы ехали кататься на лыжах и, естественно, никак не могли быть пьяны. В Германии на подобные происшествия полиция не приезжает - всем занимаются только страховые компании. Полиция участвует только в том случае, если в ДТП пострадали люди.
Другой вопрос - техосмотр автомобилей, который открывает много возможностей для коррупции. Насколько мне известно, в России сейчас пытаются реорганизовать этот процесс - дать возможность проводить техосмотр непосредственно на СТО (или гаражах), но при этом вся документация все равно будет находиться в органах дорожной полиции. Здесь тоже таится опасность: как бы водителю не пришлось платить дважды - в дорожной полиции и на тех же СТО.
Вывод, который можно сделать из этого: излишняя бюрократия создает поле для коррупции. Все возможные методы усовершенствования работы полиции могут быть направлены на сокращение бюрократии.

Доктор Райнер Крумм,
проект-координатор Фонда имени Ф. Эберта по Центральной Азии:

“Даже судя по тому, как ездят некоторые водители, кажется оправданным такое количество дорожных полицейских на улицах. Если бы при этом они были более дружелюбны и не так коррумпированы, как я об этом наслышан, все представлялось бы просто замечательным”.

    Общественное мнение 

Автолюбители нашей страны попытались ответить на один простой вопрос: а что предпочитаете вы - “автоматический” штраф камеры наблюдения или личную беседу с инспектором дорожной полиции?

Сауле Ынтыкбаева

Владимир Филатов,
директор галереи “Тенгри-Умай”:

- Я считаю, что одним из действенных методов решения проблем водителей и дорожной полиции стало бы создание “третьего лица” - общественного независимого контроля. Можно создать очень мобильную динамичную группу, которая реагировала бы на все вызовы водителей, посчитавших, что инспектор остановил их неправомерно. Такая группа могла бы содержаться за счет членских взносов водителей города. Оснащенные современными средствами связи, ребята приезжали бы на место задержания или происшествия по любому вызову и проводили собственное независимое расследование. Я думаю, такая группа контроля существенно помогла бы в борьбе с коррупцией.

Азат Перуашев,
лидер Гражданской партии:

- У меня отношения с инспекторами ГАИ в разное время были разными. Встречаются честные люди, предъявляющие справедливые требования, которым, без лишних раздумий, платишь штраф. Но мне никогда не приходилось давать взятки.
Был случай, когда меня оштрафовали за превышение скорости, лет восемь назад, когда я купил новую машину. Я, осознавая свою вину, без вопросов выплатил нужную сумму. Другие водители, которых также задержали, долго возмущались и успокоились только тогда, когда им сказали, что я тоже заплатил штраф.
Почему меня сейчас не останавливают на дороге? Может, я осторожный водитель. А может, меня узнают... Что касается камер наблюдения, то, думаю, это обойдется нашей республике очень дорого. У этой медали две стороны. В принципе, уменьшится поток денег в карманы постовых. Хотя, если сравнивать, казахстанские инспектора дорожной полиции во многом лучше киргизских или, например, узбекских гаишников. Я считаю, что присутствие дорожной полиции на наших улицах пока просто необходимо. В Алматы много водителей - лихачей. Что происходит по вечерам, объяснять не нужно, и так видно. Камеры не снизят риск ДТП. Но автоматизация позволит сделать нашу полицию более прозрачной и чистой.

Айгуль Бабаева,
певица:

- Девять лет за рулем, и никто никогда не обижал. Удивительно, но взятки не просили. Вместо этого предлагали спеть что-нибудь. Приходилось “платить” песнями и автографами. К автоматизации отношусь равнодушно. Может, система камерного наблюдения подойдет и для Казахстана, если в Европе она хорошо прижилась.

Гуля Тулегенова,
певица:

- За рулем я примерно полтора года. Мне, безусловно, нравится водить машину, а проблемы с инспекторами возникают только за превышение скорости, особенно часто на проспекте Аль-Фараби. Люблю я, когда ветер поет в ушах.
А вот камеры, которые будут следить за каждым моим движением, мне не нравятся. Я предпочитаю полицию, с ней всегда можно договориться. Ведь бывают случаи, когда узнают на дороге. Не скрою, приятно. Появляется желание подарить компакт-диск или еще какую-нибудь мелочь на память.

Дали,
певец:

- Вожу машину примерно с шестнадцати лет. Много раз сталкивался с нашей полицией, но они меня никогда серьезно не задерживали. Не знаю, может быть я им нравился. Помнится, остановили меня как-то раз за превышение скорости. Когда узнали, попросили аудиокассету с автографом, но у меня был только рабочий диск. Подарил. На выступление приехал ни с чем. Пришлось срочно звонить администрации.
Нет, камеры на дорогах я не хочу. Легче без проблем договориться с человеком в форме.

Роман,
водитель:

- А оператор тоже будет гаишник? Тогда разницы не будет. Я люблю быструю езду. Считаю, что выгоднее сейчас заплатить гаишнику, чем потратить еще большую сумму впоследствии. Поэтому предпочитаю мобильную группу и патрульных автоматизационным системам.

Кайрат Аубакиров,
менеджер:

- Опыт вождения у меня немалый. Всякое случается на дорогах. Стараюсь с дорожной полицией отношения не портить, поэтому, когда меня останавливают, мирно все улаживаю. Конечно, приходилось давать взятки. Но все зависит от конкретной ситуации. К камерам у меня отношение двойственное. Как гражданин я предпочитаю автоматизацию. Как водитель - ГАИ.

    Взгляд со стороны 

Полиция для водителя
или водитель для полиции?

Ботагоз Сейдахметова

Бытует шутка, что американские дороги делают для машин, а у нас машины покупают под дороги.
На самом деле, американские дороги, автобаны и хайуэи весьма отличаются от нашего периодического бездорожья. Почему периодического? Да потому что время от времени дороги ремонтируются, а значит, по ним нельзя проехать в эти дни. Когда ремонт, наконец, завершен, то его хватает только до первого снегопада. А потом вы опять привычно едете по дорогам, которые напоминают первые мирные дни после бомбежек.
Американские трассы, по которым мне довелось поколесить, даже в самой что ни есть глубинке, идеальны. Гладкая поверхность, светящиеся разделители дорожек, удобные парковки, понятные даже школьнику дорожные знаки. Особенно вызывает уважение наличие всяческих специальных пандусов для инвалидов.
Впрочем, отличие нашего от заморского на этом не заканчивается. Начнем с того, что купить водительские права в принципе невозможно. У работников соответствующих служб достаточно высокая зарплата, так что нарушать закон из-за пары-другой сотен долларов никто не станет.
Тамошние “гаишники” в отличие от казахстанских люди не суетливые, и среди них немало представительниц слабого пола. Технические возможности контроля за порядком на дорогах в цивилизованных странах, как правило, не ограничиваются только жезлом, тестометром алкоголя в крови и спидометром.
Места стоянок оснащены специальными автоматами, куда положено вносить плату за место. Если вы этого не сделаете, то получите вежливое уведомление от полиции. Штрафы платят исправно - с законом спорить себе дороже. Компьютеры полицейских участков четко фиксируют количества нарушений, так что у самых нерадивых в час “х” просто изымают права.
Камеры наружного слежения незримо присутствуют в общественных гаражах, на трассах и даже фасадах домов. Так что потенциальный нарушитель всегда находится под присмотром стражей порядка.
Я не уставала удивляться культуре водителей и пешеходов, понимая, впрочем, что все дело в элементарном обоюдном соблюдении законодательства. Проблема же наших бед не столько в излишней бюрократизации системы, которая порождает коррупцию, сколько в тривиальном несовершенстве дорожного закона, который всегда легче обойти, чем соблюсти.

Полоса “Мнения” содержит материалы, высказывания и оценки,
которые редакция не всегда разделяет.
Ведущая полосы Ирина Гайкалова
Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп