31 октября 2003
№ 43 (283)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    События 

Боги злачных мест

Андрей Губенко

В прошлом номере, живописуя характеры и нравы современной деревни (читай: сельскохозяйственной отрасли), мы остановились на том, что живется ей не так уж и плохо. Что крестьянин-фермер, при должном старании, может зарабатывать столько, сколько горожанину и не снилось. Что же касается крупных латифундистов, то их помещичьей доле и вовсе можно только позавидовать. Месяц-два осенней страды позволяет им весь остальной год жить на широкую ногу, зазывая в гости звезд шоу-бизнеса да мотаясь по заморским курортам.
Но удивительней всего то, что благополучие это нисколько не сказывается на имидже отрасли, которая в глазах общественного мнения остается бедной родственницей казахстанской экономики. И разбогатевшие аграрии по-прежнему не считают зазорным плакаться на судьбу и выпрашивать подачки

Потворство
и воровство

Впрочем, в этой же статье “Развлечения современной деревни” мы оговорились, что этими двумя персонажами палитра сельских характеров не ограничивается. Групповой портрет казахстанского села будет незаконченным без главного героя нашего повествования. До поры до времени, правда, он намеренно был оставляем нами в тени. Но теперь его час пробил.
Районный аким - в своей вотчине царь и бог. Он не сеет и не жнет, но именно он “делает погоду” в сельском хозяйстве. Он и его свита. Именно местная сельская власть наращивает в обществе истерию по поводу плачевного положения дел в отрасли. И, манипулируя общественным мнением, паразитирует на бюджетных дотациях.
Начинается все с приписок, когда завышается собранный урожай. На следующий год это гарантирует “лишние” дешевые ГСМ, которые “карманные” акиматовские фирмы реализуют на вторичном рынке уже по реальным ценам.
Другой источник доходов - собственно зерно. И опять-таки не обходится без “карманных”, но теперь уже трейдинговых зерновых компаний. Боясь ослушаться грозного сельского начальника, крестьяне продают собранный урожай именно им. Которые перепродают его за рубеж, но уже дороже.
И, наконец, третий основной источник доходов - прямые дотации из бюджета. Называются, они, правда, беспроцентными кредитами, но поскольку история с ними повторяется из года в год, можно сказать, что они просто подарены сельским акимам.
Разумеется, с властью и свойственным с нею бизнесом неминуемо “завязаны” и местные контролирующие органы. То есть в каждом районе мы наблюдаем хорошо организованное и безусловно коррупционное сообщество - эдакую сельскую мафию. А вкупе с прикормленными депутатами (или теми, кто добывает себе популистскую славу на деревенских невзгодах) и публицистами, запевающими вселенский плач по селу, республиканскими чиновниками и ревизорами все эти районные и областные ячейки образуют систему, которая охватывает уже всю страну.
Возможно, не все районные начальники являются партайгеноссе этой “организации”, возможно, не все воруют. Но все потворствуют.

Птички, которые воруют пшеничку

Печорин нашего времени
Но даже не районный аким - натура для нашего сегодняшнего портрета. Как в плутовском романе всем заправляет не номинальный главный герой - инертный и туповатый, а ловкий его приспешник, паразит, нахлебник, так в нашем сельском хозяйстве реальные дела “вертит” не сам сельский воевода, ограниченный в свободе действий “креслом”, но его свояк (кум, брат, сват и т.п.) Именно он, глава не большой и не мелкой, а, так сказать, средней казахстанской трейдинговой компании - типичный персонаж для наших сельских ландшафтов. И персонаж, надо сказать, преколоритнейший.
Впрочем, сельским жителем его можно назвать только очень условно. На самом деле он такой же деревенский, в какой степени, например, Печорина можно считать помещиком. Поскольку труды злачные занимают у него от силы два месяца в год; остальное время он посвящает досугу, и, разумеется, не в глуши.
Однако сельскую животину любит, и от большой любви выращивает выписанных из Англии жеребцов. А чтобы быть в теме, становится завсегдатаем конных скачек.
В домашнем зоопарке держит как местных зверюшек из Красной книги, так и заморских.
Скорее, этот господин - космополит. Раз восемь в году (по 2 на каждый сезон) он посещает заграницу, где на курортах и в казино очищает легкие от дыма Отечества. Причем пользуется исключительно реактивными чартерами. Из кредиток предпочитает Discovery non limited - чтоб ни в чем, стало быть, не отказывать.
Он - сторонник глобализации. Поэтому в тот недолгий период, когда по делам ему приходится месить родную грязь, он предпочитает это делать с максимальным комфортом. Скажем, на “гелендвагене”, купленном как раз с той самой безадресной помощи.
В еде разборчив, поэтому предпочитает поваров и прислугу из Камбоджи и Малайзии.
Но не сказать, что он совсем бездельник. Тратит финансы и на бизнес. В прошлом году основная статья вложений - рестораны, бензоколонки, бутики. С января этого года - усиленно скупает землю в пригороде Алматы.
Сотки заказывает напрямую у фирм-производителей с корпусом, украшенным брюликами и золотыми вставками.
Вкус у него простой. Этот господин предпочитает все только самое лучшее. Если мех, то однозначно только норка и соболь для всей семьи, если костюм - только эксклюзив от “Бриони”, если ночные клубы, то самые “крутые”. Вот еще, кстати, тема. Как вы думаете, кто обеспечивает “работой” все это разнотравье злачных заведений, что расцвели в последние годы в двух наших столицах? Ведь у живущего нормальной трудовой жизнью гражданина на посещение их не может быть не то что денег - времени. Ему ж с утра на работу. Загнуться всей этой “индустрии развлечений” не дает именно наш зерновой трейдер. По причине опять-таки большого количества свободного времени. Ну и, конечно, средств.
Да и, что называется “от корней” он также берет только самое прогрессивное. Например, народный обычай многоженства. А что, очень логично: две столицы, старая и новая, две квартиры в обеих (не считая, понятно, недвижимости за рубежом), две жены, байбише и токал.
Портрет его был бы неполон без краткого очерка нравов. Которые определяются двумя основными качествами: циничен и развращен. Он, во-первых, убежден, что живет в обществе и государстве, где всем правит коррупция. Не спорим, основания так думать у него есть. Но не он ли с его “понятиями” - первая тому причина.
А что касается жадности, давно подмечено: ей подвержены больше других те, кому деньги достаются не по труду, кому сваливаются на голову. Кто трудится - щедр. Наш же герой настолько привык к “халяве”, что искренне считает ее своей законной добычей, и готов перегрызть горло всякому, кто осмелится считать иначе.
Иначе говоря, эдакий березовский, пораженный всеми болезнями местного капитализма.

Мистификация
Впрочем, человек стремится к наживе и поэтому, наверное, в каком-то смысле его можно если не оправдать, то хотя бы понять. Раз дают - почему бы не брать?
Но то, что простительно частному лицу, частному предпринимателю, непростительно “государевым людям”, тем, кто поставлен блюсти государственный и, не побоимся этого слова, народный интерес.
Кто, как не местные сельские власти, кто, как не акимы лучше других знают, что на самом деле сельское хозяйство - давно уже не убыточная отрасль? Что не нуждается она ни в каких дотациях и подачках, от которых один только вред государству и самому сельскому хозяйству.
Они первые видят, что реальной помощью является лишь фьючерсный заказ зерна государством. Все иные виды помощи расходятся по карманам людей, к работе на земле отношения не имеющим. Все это просто, как законы Ньютона. Физика за шестой класс!
Если помощь безадресная, значит, адресата найдет на местах. Угадайте, кого. Конечно, не колхозника.
Кстати, фразу “благими намерениями вымощена дорога в ад” придумал явно селянин. Причем, имея в виду потуги нашего правительства помочь селу. Оно, правительство, свою функцию выполнило перед селом политически: помогло деньгами и льготами, но довести свою помощь до реального землепашца не сподвиглось.
А районным акимам поперек столичного начальства лезть и глупо, и невыгодно.
Кому, как не им, прекрасно известно, что те, кто может и умеет работать на земле, давно уже встал на ноги и отлично справится без посторонней помощи? А тот, кто не сумел, просто занимается не своим делом, и никакие кредиты и программы ему, увы, не помогут.
Кто, как не они, должны сигнализировать государству, что бюджетные средства, деньги налогоплательщиков, которые сегодня кормят клику паразитов благодаря дешевым ГСМ и прочей “гуманитарной помощи”, надо направлять совсем не туда? Что если уж у государства есть лишние средства, их следует использовать для решения социальных проблем села. Строить дороги, больницы, школы и платить достойно тем, кто в этих самых школах и больницах пока еще работает.
Кому, как не им, поставленным обеспечивать порядок и закон, поднять тревогу? Но не о том, что село нуждается. А о том, что спекуляции вокруг этой самой нужды (где действительной, но в большинстве своем выдуманной) превратились в крупнейшую, пожалуй, мистификацию в современном Казахстане, которой нам дурят голову. Хитроумную схему, которая ворует не только материальные, но и моральные силы нации.
Но чего от них ждать, когда они и есть главные воры

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп