31 октября 2003
№ 43 (283)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Мир  

Туркменский феномен

Ботагоз Сейдахметова

Туркменистан на днях широко отмечал 12-ю годовщину своей независимости. На праздничном представлении на главной площади Ашхабада самым уважаемым и важным зрителем был президент страны.
На прошлой неделе парламентская ассоциация Турции присвоила туркменскому президенту Сапармурату Ниязову звание “Великий государственный деятель”

Великий
государственный
деятель

Два бывших советских человека, вернее человечища, не устают удивлять нас, простых смертных. Первый - это Владимир Жириновский, российский политик, известный своим неординарным поведением и “историческими” речами, которые затем долго смакуются в прессе и цитируются при каждом удобном случае.

Президент Ниязов на встрече “без галстуков” в Казахстане

Второй - это президент Туркмении Сапармурат Ниязов, он же - отец всего туркменского народа. Личность неоднозначная во всех отношениях. С одной стороны - хитрый политик, умело балансирующий между собственными желаниями и стратегическими интересами страны. Он хорошо понимает, что без американских инвестиций ему трудно работать, без какой-либо помощи со стороны России тоже. Но при этом говорить о прямом влиянии этих двух государств не приходится.
С другой - человек, мечтающий увековечить себя, любимого, еще при жизни.
На родине Туркменбаши практически исчерпал все возможные способы сохранить свое имя и имя родственников в истории страны. Другое дело - заграница.
Впервые турецкие власти удостоили столь высокой оценки деятельность иностранного руководителя. Туркменского лидера соседи отметили “за выдающиеся свершения на Родине предков - в Туркменистане и возведение моста братства с Турцией”.
На прошлой же неделе туркменский лидер принял участие в закладке нового текстильного комбината в Ашхабаде. По словам Туркменбаши, “за 12 лет при активном участии турецких фирм в Туркменистане введено 30 новых предприятий по переработке хлопка и выпуску текстильной продукции, на что было потрачено почти 1 миллиард долларов США”. Это позволило трудоустроить около 80 тысяч жителей страны, большая часть которых проживает в сельской местности.
Строительство будут вести турецкие компании “Норсел” и “Зорлу”, сообщает Turkmenistan.Ru. В 95 километрах от Ашхабада, в поселке Бахарден, идет еще одно строительство - ткацкая фабрика, которую построили эти же турецкие компании. Она построена вблизи текстильной фабрики, семь лет назад возведенной также компанией “Норсел”.

Нефть всему
голова

Почему именно Турция стала ближе вчерашних среднеазиатских соседей по бывшему Союзу? Могу предположить две примитивные причины, лежащие, как мне кажется, на поверхности. Первая - околоимперское желание Турции иметь влияние на мусульманские страны Среднего Востока. Казахстан не в счет, потому как ортодоксальными мусульманами казахи никогда не были (и теперь вряд ли станут), и бизнес тут лучше вести по западным стандартам.
Вторая причина - меркантильного плана и исходит из понятного желания турецкого правительства иметь доступ к дешевому туркменскому газу и каспийской нефти. Тот, кто побывал в многомиллионном Стамбуле лет десять назад, может сравнить его с теперешним. Небо над Босфором стало чище. Угольные “коптилки” домашних печей и пароходов постепенно заменяет экологически чистое топливо.
Туркменский участок на Каспии считается специалистами наиболее перспективным: 11 миллиардов тонн нефти и 5 с половиной триллионов кубических метров природного газа. 32 месторождения нефти и газа, среди них месторождение Челекен, которое имеет статус наиболее плодородного. Казалось бы, есть главное условие для того, чтобы деньги мировых нефтегазовых консорциумов потекли сюда рекой. Между тем из иностранцев здесь только российские и малайзийские нефтяные компании.
Проблема в том, что иностранные инвесторы из числа наиболее перспективных, то бишь европейцы и американцы, не торопятся идти сюда. Юридическая проблема между Ираном, Азербайджаном и Туркменией по разделению каспийского шельфа до сих пор не разрешена. Каждая сторона конфликта по-своему понимает разделение по модифицированной линии, в связи с чем и возникают спорные месторождения на южном Каспии.
Участие Казахстана в освоении туркменской нефти связано со строительством нефтепровода Казахстан - Туркменистан - Иран.

Ашхабад
Попасть праздному туристу в страну песков, дешевого газа, нефти, нейтралитета, страну, где президент упразднил академию наук, посчитал наличие оперы и балета в стране лишними, непросто. А точнее - практически невозможно.
Получить визу в Туркмению стоит некоторых усилий. Документы потенциального туриста сначала направляются в специальную комиссию по контролю за выдачей виз, которая организует их проверку и принимает решение о выдаче либо об отказе.
Редких счастливчиков, которым все же удается попасть в Туркменистан, приводят сюда дела служебные. Это иностранные наблюдатели, представители различных международных организаций, дипломатических миссий, предприниматели.
Таксисты - первые проводники по городу, как правило, рассказывают иностранцам о том, как хорошо им живется, мол, нет преступности, все спокойно. Вода, газ, свет - почти бесплатно.
От них же, то есть от редких “туристов” в Туркмению, с удивлением узнала, что среднее образование теперь даже не 10, а 9 классов. А для того чтобы получить высшее образование в государственном вузе, вам необходимо пройти предварительно практику по специальности. Разумность подобного подхода лично для меня очевидна.
Между тем и без помощи таксистов можно заметить, что столица Туркмении представляет собой музей имени президента. Портреты с Туркменбаши, вывешенные практически на каждом здании, золотые без кавычек памятники Туркменбаши спорят в помпезности и количестве с роскошью дворцов и фонтанов. Кстати, вода всегда была проблемой для Туркмении, у которой нет собственных водных источников. Так что вид круглосуточно функционирующих фонтанов вызывает некоторое недоумение иностранцев.
Прекрасные дороги, зеленый массив, высаженный под чутким руководством Сапармурата Ниязова, завершают картину богатого восточного города.
Но что укрывают от посторонних глаз красивые фасады дворцов туркменской столицы? Вопрос, ответ на который находится в руках “кукловода” страны. Туркменская оппозиция давно исчезла с политической карты страны, а государственные мужи покорно исполняют волю отца народа. Впрочем, как заметил еще товарищ Сухов: “Восток - дело тонкое”.

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп