31 октября 2003
№ 43 (283)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Смотри в оба 

Светлой памяти Леонида Филатова

Марина Сазонова

27 октября ушел из жизни известный актер и режиссер, автор и ведущий телепрограмм Леонид Филатов. Мы нашли в Алматы человека, который хорошо знал и даже вместе работал с Филатовым. Это Константин Харалампидис, в прошлом актер и режиссер Театра на Таганке, а ныне кинорежиссер-документалист. Вот что рассказал нам Константин

Впервые мы встретились с Леонидом Филатовым в середине 80-х в Алматы на съемках фильма “Живая вакцина” режиссера Александра Митты. Я тогда учился в алматинском театральном институте и нас, студентов, приглашали для участия в массовке. Это был фильм совместного советско-японского производства, главную роль в котором исполняла Комаки Курихара. Поскольку японская сторона в какой-то момент отказалась финансировать этот проект, то “японскую натуру” Митте пришлось снимать в Казахстане. Во время съемок мы постоянно окружали известного артиста, разговаривали с ним, задавали какие-то вопросы. В это же время в кинотеатре “Алатау” ко дню памяти Высоцкого проходила ретроспектива фильмов с его участием. И вдруг меня попросили в перерыве между фильмами провести вечер памяти Высоцкого. Я пригласил на это мероприятие Филатова, он согласился и вместе со студентами, которые читали стихи, выступил перед алматинскими зрителями.

Леонид Филатов и Константин Харалампидис

Несколькими годами позже в Москве, будучи студентом Щукинского театрального училища, я часто прибегал в Театр на Таганке. Даже в те, уже не “звездные” для театра годы туда трудно было попасть. Я подходил к Филатову и, пользуясь старым знакомством, просил провести на спектакль. Он никогда не отказывал и по мере возможности проводил целую ораву студентов. Мы никогда не называли его Леонидом Алексеевичем, но всегда просто Леня.
По иронии судьбы мы вместе с женой по окончании училища попали на работу в Театр на Таганке. В то время Филатов играл совсем немного. После разделения Таганки на два коллектива в труппе Губенко он сыграл только Тригорина в “Чайке” и ... внезапно заболел.
Последняя моя работа в театре, после которой я перестал заниматься актерским делом, тоже была связана с Филатовым. Это был спектакль по его знаменитой пьесе “Про Федота-стрельца, удалого молодца”. Так случилось, что этот спектакль и для него был последней работой в театре, которому он отдал лучшую часть своей жизни. Постановку осуществлял питерский кинорежиссер Сергей Овчаров, к тому времени прославившийся своими фильмами “Левша”, “Барабаниада”, “Оно”. Филатов с радостью согласился отдать ему свою пьесу, ведь то, что делал Овчаров в кино, можно назвать фольклорным сюрреализмом, а пьеса Филатова тоже является своего рода стилизацией народных сказок. Но сложность была в том, что Овчаров никогда не работал в театре, а здесь совсем другая эстетика, чем в кино. К тому же Овчаров привык работать с актерами, умеющими импровизировать. Театр же на Таганке к тому времени стал достаточно рутинерским, актеры разучились самостоятельно действовать, они ждали от режиссера готовых решений. Овчарова такая ситуация не устраивала, и потому работа шла с большим трудом, многие люди уходили. Филатов приходил на репетиции, но никогда не вмешивался в процесс - он был очень тактичным человеком. Но для него эта работа была очень важна, потому что была его прощанием с театром. Он в то время был уже очень болен и понимал, что на сцену уже никогда не выйдет. И мы - участники спектакля - тоже воспринимали эту работу как знак благодарности актеру, который столько сделал для славы Театра на Таганке. Полтора года мы работали без перерыва и, наконец, подошли к выпуску. Но на генеральной репетиции Губенко объявил, что закрывает спектакль. Это было откровенным предательством по отношению к Филатову, который в свое время очень поддержал Губенко, оставшись после разделения театра работать с ним, а не с Любимовым. Филатов не стал выяснять отношения, он ушел молча. Но зрители спектакль так и не увидели.
Спустя некоторое время Овчаров снял фильм “Про Федота-стрельца, удалого молодца”. Это была попытка воссоздать то, что он делал в театре, но конвертировать театральную постановку в стилистику кино очень трудно, и потому ничего общего с тем спектаклем фильм, конечно, не имеет.
В жизни Леонид Алексеевич совсем не был похож на того героя, которого он играл в кино - секс-символ своего времени. При такой сумасшедшей популярности он был очень скромный, даже застенчивый человек, совсем не актер по природе, а больше человек литературный. Он очень трезво относился к своей славе, часто повторял, что его “Федот - стрелец” “затерроризировал всю страну”.
В 1999 году я ушел из театра, разочаровавшись в актерской профессии. Люди этой профессии очень нестабильны, переменчивы в своих привязанностях, на них трудно в чем-либо положиться. Думаю, что Леонид Филатов очень хорошо это понимал. В фильме “Сукины дети” он откровенно рассказал о людях театра.
В одной частной беседе он мне сказал: “Посмотри, как рушатся кумиры! Что произошло с романтиками-шестидесятниками! Как быстро они обуржуазились. А что стало с политиками, которым мы доверяли? Я и сам участвовал во многих ликованиях в период перестройки, но теперь, кажется, протрезвился”.
В последнем своем фильме, работу над которым ему так и не удалось завершить, Филатов тоже, думаю, хотел рассказать о тех людях, среди которых прошла его жизнь, и о себе в том числе. Его главный герой - перманентный диссидент, который, ненавидя все советское, уезжает на Запад. Пожив там некоторое время, он в такой же степени начинает ненавидеть западный образ жизни. Диссидентство - это болезнь, которая разъедает изнутри человека, и он начинает разрушать все вокруг себя. Он не задумывался о том, что, воюя против государственного порядка, который его не устраивает, он прежде всего воюет против своей Родины.
Сам Филатов много лет работал в диссидентском театре. Когда Любимов уехал за границу, он был первым, кто протестовал против Эфроса, пришедшего на место мастера, и в числе первых ушел из театра. Когда вернулся Любимов, с тем же пылом он начал бороться против него, и в результате они с Любимовым стали врагами. Это произошло потому, что потребность в борьбе заложена внутри актерской профессии. В последние годы жизни он хорошо это понимал и во многом раскаивался.
Почему-то сжимается сердце, когда уходят такие люди, как Леонид Филатов или Элем Климов. Наверное, потому, что вместе с ними уходит целая эпоха. В ней, конечно, было много черных пятен и несправедливости. Но все-таки намного больше искренности и любви, чем сегодня.

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп