31 октября 2003
№ 43 (283)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Экстрим 

Приключения капитана
Степанова

Месяц назад яхта “Пионер” под флагом “НП” отправилась в “кругосветку” - из казахстанского порта Актау до острова Барбадос. Но капитан яхты Владимир Степанов оказался не только отважным мореходом, но и талантливым литератором. С этого номера мы начинаем публиковать его путевые заметки, как принято сейчас говорить, интерактивные. Проще говоря, если вчера в Атлантике был шторм, то сегодня об этом узнают читатели “НП”

Плавание, о котором так долго говорили, кажется, началось. В целом “Пионер” технически был готов уже в августе. Пробежали даже 200 миль на Кубке Каспия “Золотой Нактоуз”. Но было два обстоятельства, тормозящих или даже ставящих под вопрос само плавание. Первое - отсутствие экипажа, способного участвовать в мероприятии минимум полгода - всех яхтсменов удерживают жизненные обстоятельства, хотя многие и рады бы пойти. И второе - это прибытие в Актау моего старого друга Гвоздева. Он возвращался из своего второго кругосветного плавания и просил еще из Греции обязательно его дождаться. Но запаса теплого времени становилось все меньше и меньше. Как ни странно, вторая причина вдруг привела к решению первой, ибо та волна энтузиазма, которую качнул Гвоздев в СМИ и спортивных кругах, вынесла мне двух хороших матросов. Ими стали два... альпиниста.
Болат Куспанов - наш, из Актау и Юра Горбунов - из ЦСК в Алматы. История спорта знает такие успешные переходы в параллельные виды, когда вдруг, опираясь на достигнутый опыт и увлекаясь новизной, спортсмены достигают хороших результатов (например, баскетболист Боб Бимон с его прыжком в длину на 8 м 90 см в 1968 г. в Мехико). Вот на это я и надеюсь. Отложить старт - это еще сезон. И неизвестно, как все сложится в следующем году. Поэтому мы стартуем, а первый этап нашего плавания я назвал “Осенний марафон”.

Степанов и море
* * *

Верный способ ничего не забыть - грузить все подряд. Целый день мешки с провизией и снаряжением заталкиваются в яхту. Удивительным образом “Пионер” все это вмещает, слегка притопив корму. Только в результате нескольких этапов укладки появится место для нас троих. Яхта спартанская - комфорта нет! Разумный минимализм. Все остальное - работа с парусами и... скорость! Только она способна расправить крылья души и рвануть вперед за Мечтой, ускользающей за далекий, манящий горизонт.
Но сегодня, 24 сентября, мечта наша прозаичней - как бы таможенники поменьше нас проверяли, а то укладываться придется по-новому.
Связываемся с диспетчером порта по морской рации (благодарим фирму “ASIBO” за нее) и, улучив момент, когда нет танкеров, под мотором (а это подарок “НП”) проскальзываем в порт.
Порт реконструирован - все очень красиво, функционально, чисто. Встали у причала. Диспетчер вышел встретить, познакомились. Пограничный и таможенный контроль прошли быстро и просто, только пришлось ждать, так как уже было 6 вечера - пересменка. Декларация о намерениях, взятая в Облтурспорткомитете, гласит, что ребята собрались в Атлантику, и это каким-то образом меняет отношение властей в нашу пользу. Подошли попрощаться знакомые ребята-подводники - недавно ходили с ними на ночное погружение. Быстро темнеет, но внутренняя поверхность порта ярко сияет желтым светом от мощных осветительных систем. “Пионер” скользит на выход. До свидания, “Радио-5”! Достаю трубу, и многократное эхо разносит между уснувших кранов и кораблей призывный звук пионерского горна. Вперед! В ночь.
Проходим место нашей якорной стоянки напротив яхт-клуба “Бриз”. Поболтали еще разок по “сотке” с ребятами - они развели костер на берегу. И, подняв грот и стаксель, легли курсом на мыс Сагылдык. Ветер юго-восточный, наш.

Экипаж “Пионера”
* * *

Для меня это все пока обыденно, а ребята мои преобразились - для них начались Большие Приключения. Рад за них. Предоставляю им управлять яхтой и работать с парусами. У Булата опыта побольше - давай командуй. Иду спать, оставляя за собой “собачью вахту” - с 2 до 6, для новичков она трудна. Засыпая, слышу восклицания:
- Смотри, смотри, спутник полетел!
- Какой Млечный путь!
- Как город ярко сияет!
- Набей шкот!
- Нет, отдай шкот! Потрави, потрави.
- Вот это метеорит полетел!
Первые впечатления. Самые яркие.
Ночью, когда все окутывает тьма, когда исчезает линия горизонта, космос со своими мириадами звезд раскрывает объятия для тебя и твоего корабля. Только немигающий огонек компаса и шум воды у форштевня связывают тебя с Землей - все остальное космический полет! Я люблю ночные вахты. Слегка поспав, садишься за руль, надев страховку. И вот уже корабль летит по волнам, повинуясь малейшим желаниям рулевого. Вглядываться в компас каждый раз неудобно, и поэтому настраиваюсь на курс 315о и ориентируюсь по воздушной струе - ушами, а глазами на Полярную звезду. Поехали. Ковш Большой Медведицы медленно ползет против часовой стрелки (15о в час), и к утру я рулю на созвездие Лебедя, которое начинает медленно меркнуть и опускаться в море на северо-западе. Постепенно начинают появляться контуры яхты и очертания берега на востоке. Ночная сказка заканчивается.
Да, я люблю ночные вахты, но для этого нужно научиться спать урывками по 20-30 минут - это особый опыт, и приходит он со временем.

Трубач-капитан
* * *

25 сентября. 9 утра. Определились по GPS. “Garmin-12” выдал N 44о08`, Е 50о22`.
Скорость возрастает до 7 узлов. Курс 300о. Температура воздуха +23о, воды +20о. Волна - 1 м.
Закатили хороший обед - у всех отменный аппетит. Кстати сказать, адаптация человека к морской болезни является главным критерием отбора. Я поразился, как Юра Горбунов - горный спасатель, впервые вышедший в море, по своей какой-то неведомой мне системе быстро нашел с морем общий язык. Да, была и традиционная дань морю, но скорость адаптации - поразительна.
26 сентября. Пятница. Шли целый день ровно, отлаженно. 11о, 44о08‘, Е 50о22‘. Ночью были видны огни кораблей. Промахнуться нам трудно, ибо цель наша - попасть в Волго-Каспийский канал. Это вырытый по дну северо-западного Каспия канал для морских судов и огороженный красно-зелеными буями, а длиной это сооружение... 150 км! Не промахнешься!
Но чтобы не сесть на искусственную мель (драга выбрасывает грунт тут же по бокам), идем в зону 5-метровой изобаты (линии равных глубин). Здесь же собирается на ночную стоянку флот кораблей, а завтра по утру караваном, гуськом они пойдут на Астрахань. Становимся за красный буй №237 на якорь. Это та безопасная зона, где можно гарантированно не попасть под корабль, а в канале тесно. Волна здорово кидает, но желание поесть и скорее вырубиться сильнее страхов. А море-то мы проскочили! Поздравил ребят. Для меня это пересечение №14. Спим.

(Продолжение следует)
Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп