24 октября 2003
№ 42 (282)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    События 

Четвертое безвластие

Талгат Калиев,
Сергей Обломов

Свобода слова - базовая из демократических свобод. Но как было написано на революционных знаменах: “Товарищ, в борьбе обретешь ты право свое”. Похоже, сегодняшним журналистам за право говорить и писать то, что им кажется правильным, придется серьезно побороться. Конечно, если их допустят к соревнованиям

Первое заседание рабочей группы по рассмотрению законопроекта “О средствах массовой информации” оказалось весьма бурным. На заседание прибыли даже депутаты, не имеющие отношения к рабочей группе, что наглядно демонстрировало явное небезразличие политиков к судьбе отечественных масс-медиа. Интриги прибавил и тот факт, что выступление докладчика по законопроекту должно было стать дебютом нового министра информации и общественного согласия Сауытбека Абдрахманова, к чести которого следует признать, что почти трехчасовой натиск депутатского корпуса он выдержал с достоинством.
Более того, в первом же публичном выступлении министр высказал свою точку зрения относительно устоявшегося термина “четвертая власть”, коим принято именовать прессу. По мнению Сауытбека Абдрахманова, в понятие “четвертая власть” непременно закладывается механизм борьбы за власть или влияние на нее посредством масс-медиа.
Однако данное заявление вовсе не следует расценивать как реакционизм нового министра, напротив, по его мнению, в представленном законопроекте заложены нормы, призванные усовершенствовать поле деятельности СМИ.
“Мы, - заявляет Сауытбек Абдрахманов. - конечно, против недооценки роли прессы, но и против переоценки. Нет и не бывает четвертой власти, власть одна. СМИ не только не могут, но и не должны быть ветвью власти, поскольку в этом случае неизбежна борьба за них и через них”.

Сдать оружие

У нас, правда, несколько иное мнение насчет власти и ее распределения, и мы считаем, что в демократическом обществе должны быть не просто ветви одной и той же власти, а ветви власти, взаимно сдерживающие и ограничивающие друг друга. Ветвей этих может быть три или десять в зависимости от государственного устройства. Страны, занимающие активную позицию на мировой карте (Америка, Франция, Индия, Израиль), имеют помимо четырех ветвей, в которые безоговорочно включают и прессу, еще одну ветвь - спецслужбы. Эта пятая ветвь является прекрасным сдерживающим звеном для любого политика или чиновника, так как в один момент может подготовить доклад с великолепно подобранным компроматом наподобие Ирангейта.
Пресса же считается четвертой ветвью власти как раз из-за того, что может оппонировать с любым чиновником, включая президента или премьер-министра. А на равных спорить с властью может только та структура, которая сама властью обладает. Впрочем, журналистам как раз название “власть” не особо дорого. Нас можно назвать антивластью или представителями второй древнейшей профессии. Важно, чтобы мы имели закон, позволяющий спорить с властью на равных. Тогда в полной мере мы сможем выполнить прямое предназначение прессы: снабжать граждан правдивой и качественной информацией и бороться за интересы тех, кто сам бороться за свои интересы с властью не может.
Показательным примером может служить нынешняя полемика компании Би-Би-Си с Тони Блэром, которая, в конечном счете, может стоить ему кресла. Когда премьер-министр Великобритании (выразимся дипломатично) слукавил, это “не заметили” палата лордов и лейбористское правительство. И только журналисты явились последней инстанцией, способной открыто сообщить, что премьер-министр соврал. Вот четвертая власть в действии и партитура СМИ в демократическом концерте. Сильная, согласитесь, нота.
Новый закон, несомненно, несет некоторые изменения, облегчающие жизнь журналистам и владельцам средств массовой информации. В частности, если раньше иск по защите чести и достоинства мог быть подан спустя сколь угодно лет, то теперь срок исковой давности ограничен одним годом, что должно значительно сузить поле для возможного давления на независимые СМИ. Кроме того, если раньше истец мог потребовать и опровержения, и возмещения морального ущерба, то в новом законопроекте предусматривается альтернативный выбор - либо опровержение, либо компенсация.
Также позитивным моментом считают и норму, согласно которой лишение аккредитации журналиста может быть произведено лишь по решению суда. В настоящее время любой чиновник может по собственной инициативе перекрыть доступ к информации любому неугодному журналисту.
Отменена и весьма щекотливая норма о запрете на публикацию изображения лица без его согласия. Теперь разрешение публичного лица на тиражирование его фото не обязательно. Правда, с оговоркой о том, что эти снимки не должны оскорблять чью-либо честь и достоинство. А следовательно, показать в эфире или в газете уснувшего на заседании или ковыряющегося в носу политика все еще остается проблематичным.
Вместе с тем не у всех новый законопроект вызывает воодушевление.
После прочтения остается ряд вопросов довольно серьезных и, можно сказать, знаковых. Первое: почему так подробно расписаны обязанности журналиста, а из прав - всего одно: получать информацию? Причем ответственность за непредоставление информации со стороны чиновников почему-то никак не обозначена в этом законе. Какие-то заранее неравные условия. А потом, право журналиста получать информацию совсем не обязательно согласуется с возможностью эту информацию получить. Неизвестно ни одного случая, когда чиновник понес бы ответственность за то самое непредоставление информации. Более того, как правило, дела об избиении журналистов до суда просто не доходят. Одно-два исключения это правило лишь подтверждают.
Некоторые депутаты считают необходимым более жестко регламентировать нравственные аспекты телевещания, в частности, трансляции эротических передач. Некоторые - недовольны неполнотой предоставленных журналистам прав. Другие, напротив, считают необходимым повысить ответственность прессы.
Как бы там ни было, но рабочая группа заявила о готовности принять к рассмотрению предложения и замечания от всех заинтересованных лиц, организаций и в особенности от медиасообществ. Мнения же большинства присутствовавших совпадают лишь в одном - данный законопроект вполне может стать главным хитом этого парламентского сезона.

Астана

Статью о публичных слушаниях по Закону “О СМИ” читайте Dалее

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп